//“На стыке двух влияний”: Рецензия на “Хэллоуин” Дэвида Гордона Грина

“На стыке двух влияний”: Рецензия на “Хэллоуин” Дэвида Гордона Грина

Начать сначала

Хэллоуин (Halloween), 2018, Дэвид Гордон Грин

Андрей Волков – о новой серии хоррор-франшизы

“Хэллоуин” Джона Карпентера вышел в канун Хэллоуина и наверняка воспринимался первыми зрителями как происходящее здесь и сейчас действие. Реальность и актуальность показанного усиливало страх, тем более других образцов слэшеров тогда почти не было.

Исторически первым слэшером считается “Кровавый залив” Марио Бавы (1971), но там молодежный ужастик с маньяком ещё тесно связан с джалло – утончённым страшным жанром, для которого характерна эстетизация насилия и смерти. “Чёрное Рождество” Боба Кларка (1974) появилось немного позже “Кровавого залива”, но и в этом фильме слэшер тесно связан с триллером. А “Хэллоуин” Карпентера оказался как раз первым образцом слэшера в чистом виде. Приёмы, элементы сюжета, образы героев – всё было позаимствовано другими хоррормейкерами для своих творений. Но, как оказалось, механическое соединение частей друг с другом не дают целостную картину. Практически никто из последующих авторов слэшеров даже близко не подошёл к уникальной атмосфере фильма Карпентера, который с полным правом можно именовать шедевром – независимо от вкусовых пристрастий зрителя, с ним необходимо ознакомиться каждому.

Продюсеры чувствовали невозможность подражания Карпентеру, поэтому можно пересчитать по пальцам те работы, которые похожи на «Хэллоуин». Он собрал в прокате астрономические деньги, во много раз превзойдя свой бюджет, но бума слэшеров не спровоцировал. Он произошёл позже, когда появилась «Пятница 13» (1980). Шон С. Каннингем тоже умело создал атмосферу страха, но ничего исключительно революционного не продемонстрировал – «Пятницу 13» вполне можно было ставить на поток. И как-то массовым сознанием забылись её главные конкуренты – «Сожжение» Тони Мэйлама и «Безумец» Джо Джианона. Первый, помимо прекрасной режиссуры, отличался ещё и неоднозначным образом убийцы, чей внешний вид наверняка вдохновил Уэса Крэйвена на создание Фредди Крюгера. А второй так и вовсе был сделан как страшная сказка, с исключительным вниманием режиссёра к стилю. Просто попробуйте посмотреть его ночью – эффект присутствия гарантирован без всяких 3D.

Зато «Пятница 13» оказалась простенькой страшилкой, где было всё, что есть в большинстве слэшеров сейчас – озабоченная сексом молодежь, уединённое место действия, разнообразие смертей и даже более того – в финале, наконец, выясняется личность злодея (вы же помните, что в первой части убивал не Джейсон?).

Кадр из фильма “Хэллоуин”

Кажется, какое это имеет отношение к новому «Хэллоуину»? Да самое прямое. Дело в том, что творение Карпентера обзавелось кучей сиквелов, из которых только вторая и четвёртая части пытались сохранить атмосферу оригинала. Так вот, режиссёр Дэвид Гордон Грин делает вид, что сиквелов не было, исключая разве что второй, который является прямым продолжением первой части. Майкл Майерс был пойман и 40 лет провёл в заключении в Смитс-Гроу. Он уже почти старик, а потому кто-то решил, что держать его под строгой охраной не нужно и можно перевести в больницу попроще. Уже этот элемент сюжета отсылает к первой части – там тоже Майкл Майерс сбежал во время перевозки.

Дэвид Гордон Грин разбросал по фильму множество отсылок к оригиналу, да ещё и позвал Джейми Ли Кёртис и Ника Касла. Первой досталась главная роль, а второй вновь, как и 40 лет назад, сыграл Майкла Майерса, но только в прологе.

Конечно, у режиссёра не было цели скопировать оригинал, как это сделал Гас Ван Сент с «Психо» – второй раз такой трюк уже не прошёл бы. Поэтому веяния времени и влияние «Пятницы 13» есть и тут. Молодёжь веселится, пьёт пиво, курит травку и трахается – уже более чем достаточно, чтобы наказать за такой образ жизни. Вот только герои Грина не одномерные торчки, нимфоманки и самцы, а герои со своими характерами, так что наблюдать за ними довольно интересно. Тем более эти персонажи разбавлены взрослыми, которых тоже запросто убивает Майкл – ему вообще всё равно кого убивать.

Помимо Джейми Ли Кёртис, чья героиня отнюдь не святая и вообще почти сама маньяк, так как всё детство своей дочери фанатично готовила её к тому, что Майкл может вернуться, стоит выделить Уилла Пэттона. Он редкий актёр, которому вообще не нужен хороший сценарий – самого примитивного героя Пэттон легко сделает жизненным, так что у вас будет полная иллюзия, что вы его давно знаете. Так и тут – офицер Хокинс в его исполнении просто прекрасен. Абсолютно реалистичный персонаж, как будто взятый из жизни. Мы верим, что таких офицеров немало как у них, так и у нас – это только всякие шерифы и прочие начальники мешают им делать их работу своими глупыми приказами.

Перечисленного уже достаточно, чтобы оценить фильм положительно, но мы скажем ещё кое-что – Дэвиду Грину в ряде моментов удалось уловить и передать ту самую атмосферу из оригинала, так что страх возникает даже тогда, когда в кадре нет ни трупов, ни маньяка – благодаря вкрадчивому слежению камеры за героями. Это лишь затишье перед грозой – что-то будет.

Возможно, стоило найти другого актёра на роль доктора, преемника Лумиса. Добродушный с виду толстячок никак не вяжется с теми действиями, которые этот доктор будет делать в дальнейшем. В персонаже Лумиса из ремейка Роба Зомби и то было больше злодейского – замечательный лицедей Малкольм МакДауэлл легко передал как его доброту, так и неоднозначные мотивы его поступков.

Новый «Хэллоуин» находится на стыке двух влияний – примитивных пугалок а-ля «Пятница 13» и более изысканных произведений ужаса, как, например, фильм Карпентера или «Безумец», где действие намеренно замедленно в пользу атмосферы

Новый «Хэллоуин», таким образом, находится на стыке двух влияний – примитивных пугалок а-ля «Пятница 13» и более изысканных произведений ужаса, как, например, фильм Карпентера или «Безумец», где действие намеренно замедленно в пользу атмосферы. Грина также не интересует насилие, и это после всяких «Пил» уже удивляет – надо же, оказывается, можно делать хорошие хорроры и без садизма. Режиссёр прекрасно показывает, что он в киношколе не учебники курил, а учился, поэтому в его фильме немало метафорически поданных смертей. Грин даже не стесняется снимать убийства общими планами, и это при правильной подаче пугает сильнее, нежели крупные планы. Зритель как бы становится свидетелем преступлений, и ужас в том, что ничего нельзя сделать.

Да, и ещё, персонажи не бегут, спасая свои жизни, а стараются защитить других, что ещё больше повышает зрительское сочувствие. А то ведь часто бывает наоборот – убили, туда ему и дорога, меньше трахаться будет со всякими фифами.

«Хэллоуин» не стоит пропускать поклонникам ужасов, а остальным смотреть по желанию. В любом случае, это редкий достойный хоррор, который даже слэшером называть не хочется – он гораздо выше большинства образцов своего направления. Его концепцию одобрил и Джон Карпентер, так что в фильме снова звучит его музыка, лишь усиливающая тревогу. Он же также заявил, что это последнее приключение Майеса. Пора, в самом деле, остановиться. Гораздо лучше молодым режиссёрам придумывать своих злодеев, чем бесконечно эксплуатировать интерес зрителей к культовым персонажам жанра.

Telegram
Хронология: 2010-е 2018 | | География: США
Автор: |2019-02-04T19:43:00+00:005 Февраль, 2019, 11:37|Рубрики: Рецензии|Теги: |
Андрей Волков
Житель города-героя Тулы, вооруженный крепкими нервами и исследовательским интересом относительно глубин киноавангарда. Любит Ингмара Бергмана и неформатные хорроры. Термист по профессии и знает, из чего куётся хорошее кино – а плохое принципиально не смотрит, жизнь для него слишком коротка.
Сайт использует куки и сторонние сервисы. Если вы продолжите чтение, мы будем считать, что вас это устраивает Ok