Игорь Нестеров вспоминает политически актуальные картины прошлого года. Аналогичный список за 2016 год вы можете найти здесь.
Нельзя сказать, чтобы 2017-ый изобиловал архиважными политическими кинопремьерами, однако парочку неожиданностей год всё же преподнёс. Помимо бессменной темы последних лет – расовых проблем США, в центре внимания кинематографа оказались «американская готика», российская политика, свобода прессы и схватки за власть.
![1497465707267618618](https://postcriticism.ru/wp-content/uploads/2018/06/1497465707267618618.jpg)
Довольно посредственное документальное кино спасает нешаблонный формат. Оливер Стоун общается с президентом всея Руси если не на равных, то по крайней мере без придыхания и подобострастия, свойственных почти всем отечественным интервьюерам. Несмотря на то, что голливудский вольнодумец задаёт минимум неудобных вопросов, его подход к беседе отличается достоинством и добродушным троллингом. На моменте, когда Стоун и Путин вместе смотрят «Доктор Стрейнджлав» Стэнли Кубрика, ловишь себя на мысли, что бородатая киноклассика не только продолжает влиять на умы, но и пугающе точно зеркалит современную политику. Вспомним хотя бы мультяшные ядерные боеголовки, весело летящие на Флориду, из недавнего президентского послания.
![stalin](https://postcriticism.ru/wp-content/uploads/2018/06/stalin.jpg)
Сталин умер, но дело его живёт. Кулак отечественной цензуры ударил по чёрной комедии Армандо Ианнуччи размашисто и нарочито демонстративно. Как известно, весь скандал разразился из-за «глумления» над историей России, хотя британская экранизация французского комикса высмеивает не столько российскую политическую традицию, сколько холуйство и деспотизм при любой власти. Порой возникает ощущение, что автор вовсе не старался простебать советский строй, а попросту скрестил Хрущёва, Берию, Маленкова и Молотова с пронырливыми членами английского парламента. Так или иначе, сам фильм и его прокатная судьба напомнили об одной неизменной истине: наследники Сталина трепетно берегут своё заветное наследство.
![1](https://postcriticism.ru/wp-content/uploads/2018/06/1.jpg)
По исполнению фильм ничем не отличается от десятков других документальных полнометражек: говорящие головы поочерёдно сменяют друг друга, закадровый голос Бориса Немцова из архивных записей комментирует ключевые события девяностых, нулевых и десятых, а кульминационные моменты монологов бизнесменов, экс-чиновников и «несогласных» сопровождает пронзительный гитарный перебор. Здесь не высказываются крамольные мысли и не звучат обвинительные речи. Однако концентрация постановщиков на человеческих качествах главного героя даёт мощный и внезапный эффект: на фоне царящей вокруг чиновничьей серости убитый выстрелами в спину политик выглядит… живым.
![2](https://postcriticism.ru/wp-content/uploads/2018/06/2.jpg)
Нашумевший и титулованный полутриллер-полуфарс Джордана Пила – фильм, безусловно, знаковый. Причиной тому вовсе не художественные достоинства (строго говоря, весьма сомнительные), а развязная и провокационная игра на расовых стереотипах. С одной стороны, желание режиссёра показать чёрных американцев – героями и жертвами, а белых – угнетателями и негодяями вполне оправданно. Ведь до недавних пор афроамериканцев, вообще, за людей не считали. Однако демонизация белого человека обретает настолько гротескные и макабрические черты, что можно заметить, как знаменитое «I have a dream» Мартина Лютера Кинга медленно, но верно превращается в «F**k off, white people!». Печально, чёрт подери.
![3](https://postcriticism.ru/wp-content/uploads/2018/06/3.jpg)
Так случилось, что за последние несколько лет доверие американцев собственным спецслужбам упало до критического минимума. Разумеется, на помощь поспешил Голливуд с экранизацией автобиографии человека по кличке Глубокая глотка – самого известного американского «стукача». По сюжету заместитель директора ФБР Марк Фелт, шокированный диктаторскими замашками никсоновского правительства, сливает прессе подробности Уотергейтского инцидента. Создатели фильма пытаются убедить, что ФБР – это не скопище лицемеров и манипуляторов, а команда хороших ребят, радеющих за народ, свободу и конституцию. Параллели между Ричардом Никсоном и Дональдом Трампом напрашиваются сами собой, однако примитивный сценарий и грубый пиар американской «охранки» заставляют лишь пожать плечами.
![UDP_04534.CR2](https://postcriticism.ru/wp-content/uploads/2018/06/4.jpg)
Кинематограф длительное время обходил стороной период жестоких городских бунтов США 1960-х. Однако недавняя отмена всех табу с расовой тематики – привлекла к событиям полувековой давности оскароносную Кэтрин Бигелоу. Разрушительные детройтские беспорядки 1967-го года показаны непредвзято и предельно откровенно. Расизм впервые обретает черты не социального предрассудка, а коллективного безумия. Полиция отстреливает и избивает афроамериканцев, будто имеет дело не с живыми людьми, а с хищными выродками или опасными тварями. Актёры на главные роли подобраны настолько точно, что ксенофобская злоба читается во взглядах. «Детройт» не только разоблачает полицейскую жестокость – причину множества американских городских волнений, но и подчёркивает хрупкость и относительность расового мира.
![NOR_D10_061217_0738.raf](https://postcriticism.ru/wp-content/uploads/2018/06/5.jpg)
Не секрет, что всё меньше людей верят тому, что пишут многотиражные печатные издания и о чём вещают федеральные телеканалы. Поэтому для спасения авторитета традиционных СМИ подключилась тяжёлая артиллерия – Стивен Спилберг, Мерил Стрип и Том Хэнкс. Фильм про газету «Вашингтон пост» вышел лобовым панегириком журналистской профессии, репортёрскому бесстрашию и редакторской чести. По версии создателей, знаменитая публикация пентагоновских документов об американо-вьетнамской войне – едва ли не гражданский подвиг. Идиллическое представление о прессе пропитывает фильм, прилежно внушая, что масс-медиа стоят на страже гражданского общества, а вовсе не занимаются пропагандой и обслуживанием интересов элит. Ничего, кроме зевоты, такой наивный подход уже не вызывает.
![6](https://postcriticism.ru/wp-content/uploads/2018/06/6.jpg)
Прошлогодний триумф фильма о Уинстоне Черчилле явно сыграл на отсутствии ярких политических типажей в западной политике. Разумеется, Джо Райт взялся за экранизацию важного эпизода из биографии знаменитого британца и истории своей страны не ради того, чтобы противопоставить прошлое – настоящему, но так уж вышло. Ораторский дар и фактурность образа сэра Уинстона резко контрастирует с однотипностью и блеклостью нынешних глав европейских государств. Фильм умело передаёт, как речи великого британца прогоняли страх, вселяли надежду, сплачивали людей и спасали жизни, а это главное, что требуется от достойного политического лидера и чего решительно не хватает лидерам современности.
![Three Billboards Day 04_118.dng](https://postcriticism.ru/wp-content/uploads/2018/06/7.jpg)
Ирландец Мартин МакДона влез со своим уставом в чужой монастырь и неожиданно для всех снял отменное кино об американских страхе и ненависти, шуме и ярости, возмездии и прощении. Кажется, автор фильма сумел высказаться почти обо всех ключевых политических проблемах США: полицейском насилии, расизме, женских правах, праве на восстание. Каждый образ архетипически выверен и безупречно вписан в среднеамериканский пейзаж. Режиссёр тонко чувствует подспудное зло, таящееся во всех и не в ком конкретно. Если совсем упрощённо, то «Три билборда» – это кино о небывалом общественном расколе. Пусть рецепт преодоления этого раскола от МакДоны, как все святые истины, до банальности прост, взглянуть на него явно не помешает.
![8](https://postcriticism.ru/wp-content/uploads/2018/06/8.jpg)
Вряд ли следует мерить продукт Навального и Ко канонами политического киножанра. Создатели видео-расследования не ставили перед собой цели снять полноценный фильм о коррупции в высших эшелонах власти, а рассчитывали достичь максимального резонанса при помощи обнародования скандальных материалов. Им это удалось. Наглядная инфографика, доступная подача, издевательский джингл и пижонские авиасъёмки добиваются зрелищного эффекта. Несмотря на то, что российская коррупция давно стала частью национального пейзажа (как Храм Василия Блаженного, пушкинская поэзия или плохие дороги), репутация бывшего президента и действующего премьер-министра изрядно подпортилась. Хотя для «слуг народа» – это вовсе не повод бороться с казнокрадством, а скорее, сигнал не пользоваться Инстаграмом всуе и установить на дворцах и яхтах зенитные системы против беспилотников.