Сергей Феофанов вспоминает лучшие новые сериалы прошлого года
8 лучших сериалов года
8. «Сын»
Основанный на одноименном романе Филиппа Мейера вестерн, рассказывающий о нескольких поколениях техасской семьи Маккалоу. Первоначально главную роль хотели отдать Сэму Ниллу, однако он отказался от участия в проекте, и патриарха семейства сыграл (весьма убедительно) Пирс Броснан. «Сын» едва ли войдет в историю телевидения, но и ругать его совершенно не за что. У канала AMC получился крепкий, ровный и вполне качественный сериал, представляющий интерес и как семейная драма, и как жанровое упражнение с индейцами.
7. «Американские Боги»
Экранизация главного произведения Нила Геймана была одним из самых ожидаемых проектов прошлого года. Завышенные ожидания публики не пошли сериалу на пользу – его статус только подчеркнул многочисленные недостатки первого сезона: от излишней цветастости до рваного действия, которое то ускорялось, то застывало в позе лотоса. Достоинства шоу (хорошая роль Иена Макшейна, грамотно выстроенный сеттинг, ряд удачных сценарных находок), напротив, затерялись в негодующем гуле: «Книга лучше». Реакция понятная и объяснимая, но не самая продуктивная – шоураннер Брайан Фуллер («Ганнибал») попытался создать большой и сложный проект, имеющий самостоятельную ценность. Что-то у него не получилось, но сам этот подход заслуживает только уважения.
6. «Страйк»
Мини-сериал от BBC, основанный на серии книг о частном детективе Корморане Страйке. Два романа Джоан Роулинг (пишущей детективы под псевдонимом Роберт Гэлбрейт) уложили в пять серий, главную роль исполнил Том Берк. Получилось недурно и довольно живо – с любопытными героями и крепкой интригой.
5. «Табу»
Британский драматический сериал о противостоянии частного лица и Ост-Индской компании. Проект создан Томом Харди по мотивам рассказа Тома Харди с Томом Харди в главной роли. Все это характеризует «Табу» самым исчерпывающим образом . Сценарий шоу не идеален (семейная линия слаба, африканская мистика притянута за уши, да и к логике есть вопросы), действие периодически провисает, но все это совершенно не важно. Участие Стивена Найта («Лок», «Острые козырьки») и двух режиссеров из Скандинавии не должно никого обманывать. Перед нами уникальный проект – нерукотворный памятник, воздвигнутый Томом Харди самому себе. В этом качестве к «Табу» нет никаких вопросов – артист играет как надо.
4. «Тьма»
Фантастический сериал от Netflix казался вольным пересказом невероятно успешных «Очень странных дел», но после первого же эпизода становится ясно – различий здесь куда больше, чем сходств. Шоураннер и режиссер Баран бо Одар делает более мрачную и взрослую историю, неожиданно грациозно обращаясь с навязшими в зубах путешествиями во времени. Что получится в итоге, сказать сложно (гордиев узел коллизий и интриг могут разрубить каким-нибудь идиотским сценарным ходом), но промежуточные итоги впечатляют.
3. «Охотник за разумом»
Экранизация документальной книги экс-агента ФБР Джона Дугласа. Имя Дэвида Финчера в титрах неслучайно: настроем и атмосферой Mindhunter напоминает «Зодиак» – самый недооцененный фильм мастера. Работая с, прямо скажем, бульварной темой (серийные убийцы, расследования, профайлеры из ФБР), создатели сериала выдерживают стиль, ритм и общую концепцию. Не нужно ждать от проекта Netflix красочного гиньоля в духе «Ганнибала». Шоу концентрируется не на поедании внутренних органов, а на бюрократических неурядицах, служебных совещаниях и долгих беседах с уже осужденными убийцами. Дополнительной глубины производственной драме придают неожиданные измерения вроде элементов бадди-муви.
2. «Большая маленькая ложь»
Мастер-класс от автора «Даллаского клуба покупателей» Жан-Марка Валле. Аккуратная, крепкая и лишенная недостатков экранизация одноименного романа Лианы Мориарти с Риз Уизерспун, Николь Кидман, Александром Скарсгордом и другими замечательными артистами. Хороший первоисточник, отличный сценарий, уверенная постановка и прекрасный кастинг.
1. «Легион»
Шикарный проект от создателя «Фарго» Ноя Хоули. Сериал рассказывает о Дэвиде Хэллере – мутанте с расстройством психики, который чалится в психиатрической больнице и знать не знает о своем даре. Новая телеэкранизация Marvel превзошла все ожидания – Хоули был именно тем человеком, который смог вдохнуть в ревизионистский первоисточник нужную энергию. В переосмыслении закостеневшего жанра кинокомиксов автор шагнул куда дальше того же Тима Миллера с его «Дэдпулом» – главный герой живописно сходит с ума, а реальность тасуется с вымыслом. Скомканная концовка несколько портит впечатление, но и с ней «Легион» остается без пяти минут великим сериалом.
Еще 6 сериалов, на которые стоит обратить внимание
«Забытые Богом» и «Вражда»
Два крепких шоу, которым чего-то не хватило. У «Вражды» для успеха было решительно все – Лэнг и Сарандон в главных ролях, а также опытные шоураннеры, ответственные за «Американскую историю ужасов» и «Американскую историю преступлений». «Забытые Богом» звучали чуть менее громко, хотя антигерой в исполнении Джеффа Дэниэлса и необычное для вестернов обилие женских персонажей вызывали интерес. Тем не менее, в обоих случаях чего-то не хватило – сериалы получились крепкие, но не выдающиеся.
«Электрические сны Филиппа Дика» и «Двойка»
Неплохие сериалы, исполнение которых не дотянуло до удачных стартовых идей. Антология экранизаций классика американской фантастики получилась аккуратной и прилежной, но не более того. Шоу HBO о становлении порно-индустрии США подавало еще большие надежды – занятная тема, ударный кастинг с Джеймсом Франко и Мэгги Джилленхол. Увы, что-то пошло не так – судьбу «Винила», скоропостижно закрытого после первого же сезона, «Двойка» не повторила (сериал продлили на второй сезон), но и особых лавров сериал не снискал.
«Рассказ служанки» и «Стальная звезда»
Напоследок – два плохих, но по-своему интересных проекта.
Экранизация антиутопии Маргарет Этвуд стала одним из самых громких сериалов года – не столько из-за художественных достоинств (их, собственно говоря, нет), сколько из-за весьма удачного попадания в нерв эпохи. Так «Рассказ служанки» и стоит смотреть – не как интересный сериал, а как исторический документ, гимн XXI веку с его повсеместным феминизмом и очаровательным левачеством. Далеким от текущей общественно-политической повестки зрителям можно посоветовать другую экранизацию Этвуд, выполненную в 1990 году Фолькером Шлендорфом. Недостатки первоисточника отчетливо видны и там, зато в этой картине сыграл (и здорово сыграл) Роберт Дювалл.
Любопытен и сериал от Starz, в котором Тим Рот сыграл пьющего шерифа захолустного канадского городка. Околополитики здесь практически нет, интересно другое – как уверенно «Стальная звезда» проделывает путь от хорошей первой серии к совершенно провальным последним. Готовое пособие для начинающих сценаристов и режиссеров.