Дебютный телефильм
Коломбо: Выкуп за мертвеца (Columbo: Ransom for a Dead Man), 1971, Ричард Ирвинг
Андрей Волков рецензирует старого “Коломбо”
Телесериал «Коломбо» Ричарда Левинсона и Уильяма Линка давно уже классика жанра. Сложно найти киномана, который бы ни разу не видел ни одной серии, тем более что для многих прекрасный актёр Питер Фальк (1927 – 2011) навсегда остался лейтенантом полиции Лос-Анджелеса, несмотря на участие Фалька во многих авторских фильмах, особенно его друга Джона Кассаветиса.
«Коломбо» – значительная часть творческой биографии Питера Фалька. Если поначалу он опасался, что станет заложником одного образа, то в дальнейшем втянулся в производство сериала и неизменно возвращался к нему в течение жизни. Питер Фальк и сам поставил две серии, а как главная звезда строго следил за сохранением первоначальной концепции, не позволяя продюсерам добавлять секс и насилие ради рейтингов.
И Фальк оказался прав. «Коломбо» – уютное ретро, особенно разительно отличающееся от поточной продукции телевидения 1990-2000-х гг. Изменился фон историй, постарел сам Коломбо, но неизменным остался сильный сценарий и хорошая актёрская игра.
О самом сериале, его необычности, можно написать многое. Но позвольте обратиться к другому его автору, который часто остаётся в тени дуэта Левинсон-Линк, главных сценаристов и продюсеров. Кстати, этот тандем позднее подарит ещё один знаменитый детективный сериал «Она написала убийство».
Ричард Ирвинг (1917 – 1990) был из того фундамента профессионалов, на которых держится любое ремесло. Он никогда не считался выдающимся мастером, но зато прекрасно владел своей профессией, так что быстро добился на американском телевидении карьерных успехов. В 1940-1950-е гг. Ричард Ирвинг был актёром в Голливуде, но не приобрёл особой славы. Зато этот его опыт помогал ему в работе с актёрами после. Ирвинг как режиссёр и продюсер никогда больше не работал в кино. Его любовью и жизнью был малый экран, для которого он создал множество сериалов, телефильмов и телеспектаклей. Именно ему доверили пилотную серию нового проекта, которая вышла в 1968 году и имела большой успех среди зрителей.
Кадр из фильма “Коломбо: Выкуп за мертвеца”
Впрочем, поклонники «Коломбо» наверняка испытают некоторое разочарование, ибо начальный телефильм «Предписание – убийство» не совсем про того Коломбо, которого полюбил весь мир. В нём ещё немало от традиционных детективов, особенно с налётом нуар, так что главный герой использует психологическое давление, устанавливает слежку и даже гардероб Коломбо ещё не сложился – лейтенант меняет рубашки и вообще одет с иголочки.
А вот вышедший три года спустя «Выкуп за мертвеца» как раз и есть первый фильм о том самом лейтенанте Коломбо. Ричард Ирвинг при помощи знаменитых сценаристов Левинсон-Линк заложил золотой стандарт сериала, который в дальнейшем мало менялся.
Лейтенант неряшливо одет – всегда в мятый бежевый плащ, коричневый костюм, с неизменной сигарой – и этим резко отличается от других полицейских. Дело не в том, что ему не хватает денег на хорошую одежду. Просто Коломбо привыкает к вещам, они не мешают ему думать, да и вообще очень мало обращает внимание на своё несоответствие тому образу сыщика, который сложился у большинства людей. Напротив, преступники, завидев его, убеждены, что уж его-то обведут вокруг пальца. Слишком поздно они понимают, что лейтенант очень умен, подмечает любые мелочи, а кроме этого практически всегда сразу определяет настоящего убийцу и дальнейшее повествование – лишь поиск неопровержимых улик.
Лейтенант одновременно хитрый и добрый, и своим неподдельным сочувствием и интересом к людям наверняка подкупил многих телезрителей, ведь в реальной жизни далеко не всегда мы встречаем искренних и честных людей. Скорее мы живём в мире хищников, куда периодически и наведывается Коломбо, дабы раскрыть очередное дело об убийстве.
«Выкуп за мертвеца» имеет достаточно большую продолжительность для телефильма, более чем 90 минут. Стандартная длина серии «Коломбо» была примерно 1:15 – этой отметке соответствуют практически все последующие серии. Но Ричард Ирвинг, будучи одним из ведущих постановщиков малого экрана тех лет, мог особо не спешить разворачивать сюжет, тем более он довольно запутанный, так как содержит, помимо собственно убийства известного адвоката, ещё и ложное похищение, которое организовала его жена Лесли.
Кстати, одной из особенностей сериала является то, что личность злодея нисколько не скрывается. Зритель с самого начала знает кто и зачем убил, но не знает, как лейтенант Коломбо изобличит злодея.
По сути, все телефильмы о Коломбо построены по принципу корриды, только вместо быка тут преступник, с которым лейтенант вступает в напряжённый психологический поединок, заставляя его волноваться и совершать ошибки. Лесли ведь и сама опытный адвокат, но даже она не ожидала такого напора Коломбо, который внешне кажется простачком, но всё время крутится рядом, так что ей становится очевидно, что Коломбо её подозревает. Зато лейтенант с сочувствием и подлинным тактом относится к дочери погибшего, Маргарет, которая не любит свою мачеху, считая, что у неё на уме одни деньги. Она, также, как и лейтенант, убеждена в виновности Лесли и становится союзником Коломбо в его умело расставленной ловушке.
«Выкуп за мертвеца» имеет те же достоинства, что и большинство серий «Коломбо» – ярких, запоминающихся героев, отлично проработанную интригу и, конечно, образ лейтенанта, который своим видом и манерами не вписывается в мир верхушки среднего класса, где обитают хищники и лицемеры
Фильмы о Коломбо всегда отличались отличным актёрским ансамблем, так что и эта серия не исключение. Лесли играет звезда Голливуда Ли Грант, которая прекрасно выглядит в 43 года. Её персонаж – исключительно лицемерная особа, которая добилась своей славы за счёт отца Маргарет, а затем избавилась от него, когда он не стал нужен. Став высокооплачиваемым адвокатом, она решила избавить себя от старика, да заодно завладеть и его деньгами, которые ей отойдут как вдове. Лесли – один из самых хладнокровных преступников всего сериала, которая ничем не может похвастаться, кроме красивой внешности.
Также именно в этой серии появляется редкий актёр-долгожитель, помимо Питера Фалька. Это характерный лицедей Тимоти Керри, который в двух сериях сыграл одного персонажа, повара Берта, знакомого Коломбо, у которого тот любит есть чили. А в серии «Фатальный выстрел» (1976) Керри сыграл уже другого героя, владельца небольшого магазинчика, где было совершено убийство. В том же году Керри снялся в большой роли у Джона Кассаветиса в фильме «Убийство китайского букмейкера» (1976), который стал вершиной его карьеры.
И, конечно, нельзя обойти вниманием Харольда Гулда, не менее знаменитого актёра Голливуда, который играет инспектора, расследующего похищение. Он свысока смотрит на Коломбо, всегда изысканно одет и даже предупреждает его, чтобы тот не лез со своими подозрениями к Лесли, если не хочет проблем от начальника.
«Выкуп за мертвеца» имеет те же достоинства, что и большинство серий «Коломбо» – ярких, запоминающихся героев, отлично проработанную интригу и, конечно, образ лейтенанта, который своим видом и манерами не вписывается в мир верхушки среднего класса, где обитают хищники и лицемеры. Они оценивают людей исключительно по количеству денег, а не по способностям или человеческим качествам. Но лейтенант Коломбо доказал многим, что это неверно – люди не внешность, а внутренняя суть. Преступники, как бы умны они ни были, никогда не одержат победу. Они думают, что можно совершить идеальное убийство, но это обман. Идеальных убийств, как говорит Коломбо, не бывает. Ведь этому всегда мешает любовь лейтенанта к мелочам.