//Рецензия на “Крысиную лихорадку” Джеффа Лероя

Рецензия на “Крысиную лихорадку” Джеффа Лероя

Крысиный трэш

Крысиная лихорадка (Rat Scratch Fever), 2011, Джефф Лерой

Андрей Волков – о “Крысиной лихорадке” Джеффа Лероя

В преддверии года Крысы (согласно восточному календарю, наступит 25 января), нелишним будет рассмотреть отображение этих не очень приятных грызунов в кино. На серьёзный кинематограф рассчитывать не стоит – максимум крысы были задействованы в качестве ничего не значащих домашних животных, лабораторных крыс или же паразитов. Зато фантастика и ужасы не могли пройти мимо страха человека перед грызунами.

Если не считать знаменитой экранизации романа Герберта Уэллса «Пища богов» (1976), крысы как герои хоррора известны по экранизации романа Джеймса Герберта «Крысы» (1982) и итальянскому хоррору Бруно Маттеи «Крысы: Ночь ужаса» (1984). Были, конечно, и более мелкие постановки, вроде американского телевизионного хоррора «Крысы» (2002) или одноимённой немецкой дилогии «Крысы» (2001 – 2004), а также фильм о крысоподобном существе «Неизвестная тварь» Джорджа Пан Косматоса (1983). Но всё равно крысы как персонажи ужасов явно уступают в обилии фильмов, им посвящённых, всяким львам, тиграм и крокодилам.

Крысы из-за своих маленьких размеров не слишком привлекали хоррормейкеров. Истории о мутировавших в результате радиации насекомых и грызунах навсегда остались принадлежностью американского страшного кино 1950-х гг., когда люди высказывали особые опасения из-за ядерных испытаний (из тех времён и «Годзилла», только снятая в Японии). Зритель сейчас насмотренный – его простейшими комбинированными съёмками не напугаешь. Крысы, атакующие людей – на серьёзный хоррор такая идея явно не тянет. Зато тянет на трэш.

Джефф Лерой уже снимал в 2004 году «Ползуны», о полчищах пауков, которые восстали против жителей города. Он немало порезвился с таким сюжетом, используя как нарочито кукольные эффекты, так и простейшую компьютерную графику, дабы передать масштабы бедствия. Кроме этого, фильм содержал немало иронии и по части Голливуда, и по части американского образа жизни – в общем, всего, что имело несчастье попасть в кадр Лероя.

Кадр из фильма “Крысиная лихорадка”

«Крысиная лихорадка» была снята им уже в 2011 году, с ещё меньшим бюджетом, так что дешевизна постановки заметна даже невнимательному зрителю. Но жанр многое нивелирует – если трэш смешной и динамичный, то на остальное можно закрыть глаза.

Уже с пролога видна ориентация режиссёра на малобюджетные хорроры 1950-х гг. Некая планета X (!), на которую прилетают астронавты за образцами, населена кучей крыс. От обычных (которые также там присутствуют), эти крысозавры отличаются большими размерами и внешне напоминают мутировавших медведей. Крысы маленькие способны действовать как паразиты, проникая в тела людей и управляя ими. Так как перед нами трэш, не рассчитанный на массового зрителя, то в главную героиню крыса проникла через… кхм… её женское место. Этот сюжетный мотив явно отсылает к «Вторжению похитителей тел» (1956), а образ учёного, руководящего экспедицией с Земли, к «Доктору Стренджлав» Стэнли Кубрика (1964).

Джефф Лерой, может, и хотел бы создать космическую фантастику, наподобие «Чужого», да не имел на это денег, потому космос выглядит максимально нереалистично, а съёмки производились на дешёвую цифровую камеру, в результате чего картинка совершенно непохожа на голливудскую. Однако в плане динамики «Крысиная лихорадка» даст фору многим блокбастерам.

По сути, всё действие ленты – непрерывный action, преподнесённый под соусом абсурда. Крысы захватывают тела людей и устраивают бойню на улицах города, так что даже армия неспособна остановить эту инопланетную войну. Главная героиня пытается сохранить остатки разума и бороться с крысиной зависимостью, но всегда проигрывает. А её парень, солдат спецназа, поначалу и вовсе не замечает, что общается с живым мертвецом, несмотря на рану на животе своей девушки, из которой периодически выглядывает крыса (!), и отсутствие части головы вследствие попытки самоубийства.

Те зрители, кто уже видел прежние фильмы Лероя, например «Адское шоссе» (2002) и «Оборотень в женской тюрьме» (2006), без труда опознают его постоянных актёров – Рэндала Мэлоуна в роли роботизированного доктора и Фиби Доллар в незначительной роли сотрудницы его компании. Стоит также упомянуть камео известного постановщика фильмов категории B Джеффа Бёрра («Отчим 2», «Ночь пугала»).

Картина примечательна как редкий (возможно, единственный) образец трэша с крысами, просмотр которого кого-то способен излечить от страха перед серыми зверьками с маленькими глазками и зубками

«Крысиная лихорадка» не так увлекательна, как те же «Ползуны» Лероя – на почти полтора часа обилия шуток и забавного бреда явно не хватило. Временами фильм напоминает не трэш, а обычную жанровую малобюджетку. Джефф Лерой, как и Дэвид ДеКото, тоже работал максимально быстро, хоть и не может похвастаться фильмографией из ста картин. Он также отличался умением снимать легко, сочетая в своих фильмах реалистичные для Z-продукции спецэффекты и фантазию. Забавные крысы-мутанты, нарочито глупые военные, явно искусственные макеты домов, которые разрушают крысы. Но всё равно режиссёр во многих сценах выруливает на привычные рельсы динамичного кино, забывая о юморе на грани фола, за который одни люди любят трэш, а другие нет. По факту получилось что-то среднее между стандартной фантастикой и трэшем, так что полного удовольствия не испытает ни одна категория зрителей.

И, тем не менее, «Крысиная лихорадка» примечательна как редкий (возможно, единственный) образец трэша с крысами, просмотр которого кого-то способен излечить от страха перед серыми зверьками с маленькими глазками и зубками. Лерой во многих сценах удачно высмеивает сюжетные конструкции старых фильмов о мутировавших зверушках и инопланетных монстрах.

Карнавализация страха, представление объектов животного ужаса в смешном и нелепом виде главное отличие трэша от просто тупых и бездарных картин. Подобно тому, как в Средневековье на карнавалах брала верх культура низа, высмеивая серьёзные ритуалы и церемонии, также и трэш-эстетика не признаёт ничего святого. Всё в жизни абсурд. Но, в отличие от философии экзистенциализма, осознание этого порождает не отчаяние, а смех. Не стоит относиться ни к чему слишком серьёзно. Идиотизм – это тоже защита от бессмысленности жизни и ужаса конечности нашего бытия.

Критиканство
Хронология: 2010-е 2011 | | География: США
Автор: |2020-01-19T13:29:54+03:0023 Январь, 2020, 12:01|Рубрики: Рецензии|Теги: |
Андрей Волков
Житель города-героя Тулы, вооруженный крепкими нервами и исследовательским интересом относительно глубин киноавангарда. Любит Ингмара Бергмана и неформатные хорроры. Термист по профессии и знает, из чего куётся хорошее кино – а плохое принципиально не смотрит, жизнь для него слишком коротка.
Сайт использует куки и сторонние сервисы. Если вы продолжите чтение, мы будем считать, что вас это устраивает Ok