///Малоизвестные сатанинские хорроры: “Синтия, кукла дьявола” и “Адское преследование”

Малоизвестные сатанинские хорроры: “Синтия, кукла дьявола” и “Адское преследование”

Андрей Волков – о хоррорах Рэя Денниса Стеклера и Пако дель Торо

Синтия, кукла Дьявола (Sinthia: The Devil’s Doll), 1970, Рэй Деннис Стеклер

Мы уже писали о Рэе Деннисе Стеклере – пожалуй, больше, чем он того заслуживает. В нашей стране этот американский режиссёр малоизвестен, доказательством чего служит лишь один переведённый фильм, однако в США он культовая фигура, что объясняется тем, что немало американских подростков 1960-1970-х гг. видели его фильмы в кинотеатрах и полюбили их.

Стеклер активно работал в кино в 1960-е гг., а в начале 1970-х ушёл в порно, откуда не возвращался до 1979 года. В это десятилетие были очень популярны сатанинские хорроры, которые снимали все кому не лень, и Стеклер решил не проходить мимо. Его «Синтия, кукла дьявола» одновременно и психоделический фильм – опять же, потому что время было такое. И, в-третьих, это ещё и эротическая картина – первый шаг в сторону порно.

В тот год только вышел первый официальный порнофильм в США «Мона: Девственница-нимфетка». Постановщик, прежде поражавший аскетизмом, наполнил свою новую работу массой эротического контента. Он как будто предвидел тот порнобум, который произойдёт совсем скоро. Конечно, в его фильме порносцен не было, даже эпизод женской мастурбации снят прилично, если можно так выразиться, однако в 1970 году даже в грайндхаусе мало было фильмов с таким обилием эротики.

Помимо Рэя Денниса, порно будет снимать Питер Балакоф, сыгравший психиатра, и даже создаст забавный movie «Психиатр» (1978). В одной из ипостасей отца выступил культовый актёр drive-in Гари Кент, не раз игравший у Стеклера.

Сюжет Стеклер и Херб Робинс придумали поистине психоаналитический – главная героиня когда-то убила родителей и теперь мучается кошмарами, от которых её должен вылечить доктор Ленни. Она влюблена в отца, то есть страдает комплексом Электры. Страсть к отцу такова, что даже любовника она себе выбрала, похожего на него.

«Синтия, кукла дьявола» бессюжетное полотно. У Рэя Денниса с этим всегда были проблемы, но тут впервые сценарный бардак оправдан, ибо скрипт сочинял очень необычный человек Херб Робинс (1930 – 2011), автор такого больного кино, как например «Пожиратели червей» (1977). Он когда-то начинал как актёр в ранних фильмах Стеклера, но оказался, в отличие от своего друга, человеком одарённым. Он снял два фильма и сыграл около 20 ролей в кино, в том числе в мейнстриме – в фильмах Сидни Поллака, Сэма Пекинпы и Тоуба Хупера. Херб Робинс завершил свою карьеру ролью дедушки в немом фильме Стеклера «Лето веселья» (1997).

Херб Робинс обладал богатой фантазией, оттого созданный им сюрреалистический мир подсознания главной героини вызывает любопытство, а прежде не игравшая в кино Шула Роан хорошо смотрится в главной роли, имея стройную фигуру и задатки актрисы. Жаль, что она не продолжила свою карьеру.

Название частично обманывает зрителя – картина не имеет прямого отношения к теме сатанизма, которая вошла в моду у американских режиссёров после коммерческого успеха «Ребёнка Розмари» (1968). То есть тут будут и секта, и даже Люцифер, но всё это образы сознания главной героини, в душе которой добро борется со злом, а разум стремится стереть из памяти убийство родителей.

Режиссёр для отображения ирреального мира применяет множество цветофильтров, двойные экспозиции, наплывы, необычные ракурсы, а также создаёт при помощи тревожной музыки Андре Бруммера и обилия странных сцен атмосферу сюрреалистического сна, кошмара, пугающего своим бесконечным повторением. Чуть ли не впервые Рэй Деннис Стеклер показал, что чему-то научился за годы работы в кино. Стоит похвалить и работу художника-постановщика – необычные декорации, в которых перемешаны разные эпохи, отсылают к столь любимому Стеклером немецкому экспрессионизму.

Работа Стеклера не претендует на звание шедевра. В целом это средняя лента, но в фильмографии режиссёра она ожидаемо оказалась одной из лучших. Это также единственный фильм Стеклера, которому к лицу бессюжетность и где имеются зачатки драматургии, хотя за них спасибо стоит сказать сценаристу Хербу Робинсу, чьё имя известно российским хоррорманам куда больше, чем фамилия Стеклера.

Адское преследование (Persecución infernal), 1997, Пако дель Торо

Мексиканский кинематограф не самый известный в мире, однако достаточно развитый. Там создавались всё те же жанры, что и в соседних США, но с гораздо меньшими бюджетами. С другой стороны, ничего не мешало мексиканским режиссёрам делать копродукции и даже приглашать в свои фильмы американских актёров. Культовую славу получили несколько тамошних хоррормейкеров, к примеру, Карлос Энрике Табоада и Рене Кардона-младший. Но наиболее важной фигурой в истории мексиканского кино всё равно остаётся великий изгнанник Луис Бунюэль, который жил и работал в этой стране в 1950-1960-е гг.

В нашей стране Мексика ассоциируется, прежде всего, с телемылом, а также с редкими фестивальными хитами, вроде «И твою маму тоже» (2001). Режиссёр этого фильма Альфонсо Куарон в будущем сделал карьеру в Голливуде. То же касается и Гильермо дель Торо, к семье которого Пако не имеет никакого отношения. Он просто однофамилец знаменитого режиссёра.

Пако дель Торо фигура малоизвестная и малозначительная, хотя и вызывающая некоторое любопытство. Он начинал как любитель в конце 1980-х гг., позднее встроился в профессиональное кино, где стал снимать фильмы чуть ли не всех жанров. Также Пако христианин и никогда не упускал случая напомнить через экран о необходимости веры в бога. Вот и «Адское преследование» не избежало религиозной пропаганды, став редким (если не единственным) образцом христианского хоррора о сатанистах.

В этом качестве постановка Пако могла бы вызвать интерес, не будь фильм очень редким. Он никогда не переводился на английский язык, хотя это могло бы обеспечить ему выпуск на VHS в США, где в 1990-е гг. активно развивался кинематограф категории B. Возможно, планы продать его в ближнее зарубежье и возникли бы, не будь работа дель Торо весьма далека от того, что зрители предпочитают называть триллером. Этот жанр предполагает как минимум учащение пульса у реципиента и его погружение в остросюжетную историю. Но «Адское преследование», несмотря на кинетическое название, заставляющее вспомнить удачный сатанинский триллер «Гонки с дьяволом» (1975), лишено загадочной и мрачной атмосферы, не содержит интересных поворотов сюжета и вообще напоминает то самое телемыло, тем более при его создании, судя по картинке, использовалась телекамера.

В музыке есть такой жанр – лаунж. Это фоновая музыка, не требующая сосредоточенного прослушивания и предназначенная для релаксации. Вот и «Адское преследование» можно назвать лаунж-триллером. Вы вполне можете включить его фоном, при этом занимаясь своими делами – фильм практически не требует внимательного просмотра.

Режиссёр, скорее, создавал не жанровый образец, а пропаганду своих религиозных воззрений, поскольку жизни добродетельной христианской молодёжи постановщик уделяет много внимания, отодвигая секту сатанистов на второй план. Один из этих молодых ребят любит проповедовать, делает это везде, где возможно, рассказывает чуть ли не весь катехизис, а Пако дель Торо в самый пик развития рока, как в США, так и в европейских странах, занимается обличением этого жанра, который якобы склоняет людей к нечистому. Конечно, ничего кроме иронии подобные рассуждения вызвать не могут.

Чуть ли не единственным плюсом этого псевдотриллера является участие знаменитых мексиканских актёров. Игравший ещё у Бунюэля Эрик дель Кастильо отлично воплотил лидера секты. Увы, демоническое очарование Кастильо в этой роли не подкрепляется хорошим сценарием, в результате чего талантливый лицедей вынужден произносить банальные фразы. Другой именитый актёр Роберто Бальестерос играет инспектора, как всегда колоритно смотрится на экране, но, увы, вся его харизма тонет в пучине затянутого и слабо прописанного действия. В итоге, изначально интересная идея создания христианского триллера про сатанизм свелась почти целиком к глупой пропаганде и примитивным нападкам на молодёжную культуру.

«Адское преследование» даже в Мексике не получило никакого признания, в результате чего на IMDB перепутали даже год создания. Снят фильм достаточно неплохо и при наличии грамотного сценария мог бы произвести более благоприятное впечатление, но, к сожалению, режиссёр решил сделать телемыло с добавлением религиозной закваски, поэтому и интерес эта постановка может вызвать разве что у поклонников сериалов про дона Хуана и тётю Розу.

Telegram
Хронология: 1970-е 1990-е | |
Автор: |2021-04-15T10:22:43+03:0014 Апрель, 2021, 12:11|Рубрики: Подборки, Статьи|Теги: |
Андрей Волков
Житель города-героя Тулы, вооруженный крепкими нервами и исследовательским интересом относительно глубин киноавангарда. Любит Ингмара Бергмана и неформатные хорроры. Термист по профессии и знает, из чего куётся хорошее кино – а плохое принципиально не смотрит, жизнь для него слишком коротка.
Сайт использует куки и сторонние сервисы. Если вы продолжите чтение, мы будем считать, что вас это устраивает Ok