На земле нынче только и разговоров, что о масках. Сегодня, 13 апреля, прекрасный повод вспомнить о том, что они бывают не только медицинскими. Ведь в этот день родился Гай Фокс – обычный парень из Йорка, который хотел взорвать британский парламент в начале семнадцатого века, а вместо этого взорвал интернет в начале века двадцать первого. Его маска, которую он, впрочем, надел только в комиксе “V – значит Вендетта”, за несколько десятков лет своего существования обрела новый контекст и новое предназначение. Что не удивительно для вещи, которая по умолчанию символична. На примере короткометражного кино мы решили вспомнить, какие ещё функции и смыслы может принимать маска в нашем гораздом на выдумку обществе.
У малышки Аннабель сегодня первый день в новой школе, и она отчего-то прячет лицо за кроличьей маской из бумажной тарелки. Тут как тут и местный задира, готовый ранить словом и делом. Фоном учитель с лицом Сергея Баталова читает стишок-притчу, которая, конечно, сказывается о самой девочке. Однако фильм “Кролик-новичок” Натали ван ден Дунген вовсе не очередная суровая драма о буллинге. Это обезоруживающая ностальгическая зарисовка в тёплых тонах о том, что иногда хорошие семена могут прорасти и сами, если посадить их в правильную почву и просто не мешать.
Интернет пестрит картинками в духе “до пластики и после”, и зачастую правая их половина вызывает как минимум недоумение. Южнокореец Доён Но решил выкрутить ручку пластической ненормальности до абсурда – и в его “Человеческой форме” нормой привлекательности считается жутковато обтёсанное хирургами лицо, больше похожее на маску. Чего там, даже домашние животные ложатся под нож, чтобы больше соответствовать вкусам хозяев. В погоне за эстетической химерой тинейджеры, жаждущие “полноценной” взрослой жизни, оказываются готовы на всё, чтобы войти в мир глаз-без-лица. И, увы, этот театр Но вряд ли готов кого-то пощадить…
Жизнь маньяка-убийцы нелегка, ведь он тоже человек. К этой мысли нас подталкивает, похихикивая, Эван Пауэрс в короткометражке “Свинья”. Вроде-бы-главные и узнаваемо архетипичные персонажи играют в карты на раздевание и вдруг, естественно, слышат странный стук в дверь. Далее начинается не менее клишированный home invasion, который на полпути оборачивается внезапной сатирой на весь жанр. И если в “Тебе конец” жанр этот уже поставили с ног на голову, то тут его ещё и вывернули потешной стороной наружу в стиле “Убойных каникул”. Восемь минут – и вы 100% настроены на [боди]позитивный лад!
1931 год. Томная Бетти Буп уже не пудель, но ещё не совсем панамериканский секс-символ, Дисней пока не получил “Оскара” за Микки Мауса, кодекс Хейса закрутит гайки лишь через несколько лет – и Бетти пускается во все тяжкие. Вернее, в них пускаются художники, которым братья-продюсеры Флейшер традиционно давали карт-бланш на экранное непотребство, разве что иногда подкидывая гэги посмачнее. А маскарад – прекрасное место для подобных вещей. Потому все шесть минут пёс Бимбо (нисходящая звезда студии) на пару с неким похотливым стариканом объективируют госпожу Буп, разудалый джаз перемежается бестолковым смакованием недавно изобретённого кинозвука, а авторы троллят всех подряд – от старины Уолта с его лопоухой мышью до косноязычных этноменьшинств. Почему? Да просто потому, что [пока] могут.
Юная Эри несчастна: золотая рыбка прокляла её за лицемерие, и теперь девочка примерила вечную, неснимаемую пластиковую улыбку. Однако помешанных на вежливости японцев это не просто не напрягает – они в восторге от Эри! В один миг она становится очередным идолом экранов и билбордов, но толпы исступлённых подростков, скандирующих её имя сквозь расширители улыбки, лишь делают её грусть день ото дня всё более истинной. Хватит ли у героини решимости и сил спасти самоё себя из чрева ценестезии – и есть ли там ещё что спасать..? Если вам давно было интересно, что такое айдол-культура в Японии, то семиминутный памфлет Наойи Ямагучи “Куклы с характером” даст о ней вполне правдивое представление.
Это птица? Это самолёт? Нет, это Гаспар Ноэ делает рекламный порноролик про упоротых сектантов. Открывающаяся язвительным титром “Введение во французские нормы” мизансцена незамысловата: оргиастически настроенные рокеры во главе с небезызвестным шансонье Мано Соло наблюдают в тёмном подвале за ритуалом совокупления Корали (которая через два года снимет скандальный “Трахни меня”) и волкоглавого качка (который в титрах означен как “Ректальный зверь”). Монтаж постепенно синхронизируется с ритмом пенетрации, от количества склеек чуть не слипается лента, заказчики клипа недоумевают, где и во сколько это показывать, а месье Гаспар кончает лозунгом “Анальная любовь для всех”. Ну, и что же вы назовёте его магнум опусом теперь?!
Днём десятилетний Лиам – обычный школьный изгой из неполной семьи, но по ночам он становится Мстителем в маске. Лишь ему подвластна скрытая энергия драгоценностей и минералов, с помощью которой он вместе с верным соратником-псом пытается творить бытовое добро в своём квартале. Разумеется, автор короткометражки Мэтью Мур вполне открыто намекает, что в реальной жизни истинная энергия добра заключена вовсе не в разноцветных оберегах. А витальность фильма – по сути, сиквела муровского же “Джулиана” – вырастает из удивительной органичности мальчишки-героя и ламповой режиссуры, не допускающей ни ноты фальши, будто постановщик и сам приберёг пару камешков искренности за пазухой.
Для тотального счастья нации достаточно нескольких поправок в Конституцию. Не верите – “2081” вам в помощь. Незамысловатый рассказец Курта Воннегута “Гаррисон Бержерон”, уже видавший весьма вольную адаптацию в девяностых, здесь перенесён на экраны с минимальными изменениями и с очищенным от плевел посылом. В обществе, где соперничество искоренено законодательством и любое отклонение от нормы снивелировано казёнными девайсами, нет места силе, уму или красоте. Когда же телетрансляция балета вдруг [вновь] окажется символом сопротивления, служители Права не будут разбираться, Иисус ты или просто грубиян. А курок спустит, конечно, самый патриотичный.