21-дневный карантин
Натуральная оспа (Variola vera), 1982, Горан Маркович
Андрей Волков – о югославской медицинской драме
Рядовой зритель не очень много знает о кинематографе наших югославских братьев, несмотря на близость их культуры к нам. Почти 50 лет на земле Югославии царствовал социализм, но мечты революционного лидера Иосипа Броз Тито о Балканской федерации так и остались мечтами. Коммунистическая власть пала под грузом внутренних противоречий, что привело к распаду страны. Примерно такой же процесс отделения республик был и у нас, ввиду затеянной первым и последним президентом СССР «перестройки», однако слом системы прошёл всё-таки не по балканскому сценарию.
Горан Маркович принадлежит к авторскому кино Югославии. Оно получило наименование «чёрной волны», с лёгкой руки литератора и политика Милована Джиласа, назвавшего так андеграундную культуру, противоположную социалистическому реализму, который он ревностно защищал даже после тюремного заключения. Практически все видные югославские режиссёры, озабоченные созданием чего-то ещё, кроме приятных любому диктатору комедий, водевилей и пропагандистских фильмов, так или иначе, относились к «чёрной волне». Некоторые из них вынуждены были эмигрировать, опасаясь за свою жизнь, как, например, Душан Макавеев (1932 – 2019), но Горан Маркович остался, вследствие чего его имя не так известно среди киноманов.
Маркович разделял основные художественные положения югославской «чёрной волны», как то экспрессивный визуальный стиль, склонность к гротеску, элегичный эмоциональный фон историй, однако он не применял такие вызывающие средства, как Душан Макавеев, самый бескомпромиссный югославский сатирик всех времён. Маркович поставил немало комедий с социально-критическим подтекстом, хотя работал и в других жанрах. Он сам признавался, что не любит однотипные фильмы, поэтому в творчестве всегда стремится к разнообразию.
Вот так и появилась «Натуральная оспа», которую сложно назвать комедией, а в период пандемии короновируса её сюжет кто-то воспримет и как трагедию. Между тем, и она не лишена трагикомических черт.
Кадр из фильма “Натуральная оспа”
Основой сценария послужила настоящая эпидемия натуральной оспы, которая случилась в Югославии в 1972 году. Горан Маркович, как и большинство его соотечественников, хорошо её помнил. Основная хронология событий не претерпела кардинальных изменений, за одним исключением – Маркович сосредотачивает свой взор на отдельно взятой больнице, куда поступил первый заражённый, купивший во время паломничества дудочку у больного оспой. Одна из невероятных сцен фильма – в 1972 году только один старый врач знал, как выглядит оспа – совершенно правдива. Медицина постепенно забыла, как выявлять и лечить оспу, случаев которой не было десятки лет.
Натуральная оспа чрезвычайно заразная болезнь, поэтому нет ничего удивительного, что власти ввели в больнице жёсткий карантин, оцепили её кольцом из военных, чтобы никто не сумел выбраться наружу до истечения 21-дневного срока. Многие больные изначально обречены – следствие неправильно начатого лечения главврачом.
Врачи ведь тоже бывают разные – не все, как доктора Кенигсмарк и Груич, продолжают лечить больных. Главврач заперся в кабинете, украл необходимые больным медикаменты, только бы самому не заболеть. Для него Маркович не жалеет сатирических красок, показывая нам человека с мелкой душонкой, который думает не о врачебном долге, а только лишь о себе. Таков и торговец эротической литературой, случайно оказавшийся в больнице – он заботится только о своём бизнесе и в период карантина пытается людям продать побольше эротики (!) Чиновники также не вызывают у Марковича уважения – они хотят лишь скрыть эпидемию от народа. Вот только авторы «чёрной волны» думали, что так поступает только их коммунистическое правительство, но и сейчас, в демократическое время, мы слышим много лжи из уст высокопоставленных людей. Какое уж тут доверие у народа, когда его кругом обманывают! Хотя что удивляться – нами и поныне правят бывшие коммунисты.
В фильме Горана Марковича оригинально сходятся две линии – самоотверженная борьба врачей с болезнью и тема страха, которому в равной мере подвержены как те, кто заперт на карантин, так и чиновники за забором. Только страх там другой – как бы не пронюхал народ, что не всё под контролем у партии Тито.
Режиссёр не скрывает, что основная причина всех эпидемий человеческая беспечность. Если уж глава чрезвычайной комиссии берёт себе дудочку из вещей больных, потому что она ему понравилась, то какой спрос с малограмотного паломника! И какой вообще смысл от карантина, если любой его может покинуть, если у него есть влиятельные родственники.
Это не хоррор, а многослойная драма, посвящённая трагической странице в истории Белграда. Режиссёр, вдохновлённый этим случаем, творчески осмыслил эпидемию и последовавший карантин, создав картину о человеческом достоинстве, которое особенно проявляется в период трагедий
К счастью, уже больше 40 лет в мире не зарегистрировано ни одного случая оспы, хотя наивно думать, что вирусы раз и навсегда можно победить. Привычка власти всё скрывать, в том числе мешая учёным контактировать с коллегами из других стран, способными поделиться важной информацией, в конечном счёте приводит к человеческим жертвам.
Горан Маркович собрал интернациональный ансамбль актёров. Раде Шербеджиа идеально вписался в роль доктора Груича – на первый взгляд весельчака и обольстителя женщин, не могущего пройти мимо новенькой молодой медсестры, но в то же время честного и порядочного человека, который помогает больным несмотря на угрозу заболеть самому. Бергмановский актёр Эрланд Юзефсон (1923 – 2012), уже снимавшийся в эмигрантском фильме Душана Макавеева «Монтенегро» (1981), убедительно играет благородного доктора Кенигсмарка. Ингмар Бергман долго не давал Юзефсону главных ролей, но, в конце концов, покорился его большому драматическому дару – именно Эрланд стал альтер-эго гениального режиссёра во второй половине его жизни и творчества.
«Натуральную оспу» заслуженно относят к числу лучших фильмов Горана Марковича. Разумеется, это не хоррор, как неверно нас уверяет IMDB, а многослойная драма, посвящённая трагической странице в истории Белграда. Режиссёр, вдохновлённый этим случаем, творчески осмыслил эпидемию и последовавший карантин, создав картину о человеческом достоинстве, которое особенно проявляется в период трагедий. Вспышки болезней часто лишь следствие нарушений санитарных норм и здравого смысла, а люди становятся жертвой дезинформации, применяемой в политических целях. И всё ради официальной статистики и спокойствия высокопоставленных людей.