Игры чемпионов
Коломбо: Самый опасный матч (Columbo: The Most Dangerous Match), 1973, Эдвард М. Абромс
Андрей Волков продолжает рецензировать сериал о Коломбо
Одной из причин, почему телесериал «Коломбо», производство которого было закончено почти 20 лет назад, не теряет популярности, а идеи перезапуска не встречают всеобщего одобрения поклонников, заключается в том, что эта телевизионная сага просто кладезь тем и идей. Сохраняя в неприкосновенности концепцию сериала и образ главного героя, авторы наполнили серии массой примет своего времени, а характеры персонажей и особенно впечатляющая галерея убийц сродни социуму в миниатюре.
«Самый опасный матч» – не первая серия «Коломбо», посвящённая спорту. До неё уже была снята «Смертельная развязка» (1972), а после – «Наперегонки со смертью» (1974). Вместо привычного по массе других американских спортивных фильмов закулисья регби, бессменные авторы Ричард Левинсон и Уильям Линк вводят опытного лос-анджелесского детектива в мир шахмат.
Коломбо любит играть в боулинг, как многие американцы из среднего класса, не отказывается от шашек и карт, но истинная его страсть – работа, которая для него такая же игра. Убийца, совершая преступление, как бы бросает вызов, но не только ему, а всей системе правопорядка. Коломбо очень внимателен к уликам, замечает любые мелочи и всячески противится давлению извне – для него совершенно невозможно спустить дело на тормозах или же обвинить первого попавшегося человека.
Кадр из фильма “Коломбо: Самый опасный матч”
Американский чемпион Эммет Клейтон, в исполнении рано умершего Лоуренса Харви, до смерти боится поединка с советским шахматистом Томлином Дудеком, который, после болезни, решил вернуться в строй. Два шахматиста – антиподы во всём. Если Клейтон высокомерный и заносчивый, то Дудек скромный и интеллигентный, со вниманием относящийся не только к тем, с кем он работает, но и к противникам по игре.
К середине 1970-х давно прошла негативная волна от Карибского кризиса, до нового витка противостояния двух сверхдержав в 1980-е было ещё далеко, поэтому сценаристы легко изобразили не карикатурный, а вполне реалистичный образ советского спортсмена Дудека, человека немного сумасбродного, но доброго, готового придти на помощь даже Эммету в его боязни будущего матча. Однако Клейтон слишком горд для того, чтобы принять чью-то помощь, и слишком слаб, чтобы признать поражение. В его картине мира чемпион должен быть лидером всегда, и если он хоть раз проиграет, то моментально утратит авторитет.
Но Клейтона, из-за его характера, и так мало кто любит. Даже его бывшая пассия Линда Робинсон занимается организационной работой со стороны Дудека и презрительно смотрит на самонадеянные попытки Эммета опорочить его, представив исчезновение таким образом, как будто он испугался партии с ним и сбежал. В своих подозрениях она не одинока – лейтенант Коломбо почти сразу понял, что случившееся с советским спортсменом несчастье не является случайностью. И что только Клейтону была выгодна его смерть.
«Самый опасный матч» в большей степени, чем многие другие эпизоды сериала, свидетельствует о нравственном подтексте проекта. В каждом человеке бог борется с дьяволом, а преступление – всегда результат страсти.
Режиссёр серии Эдвард М. Абромс (1935 – 2018) не единожды обращался к образу Коломбо. По основной профессии он был монтажёр, получил номинацию на премию «Оскар» за работу над боевиком «Голубой гром» (1982), но всё-таки не ограничивался монтажной комнатой. В 1970-е он начал карьеру постановщика на телевидении, где работал над такими известными сериалами, как «Ночная галерея» (1969 – 1973) и «Она написала убийство» (1984 – 1996). Для «Коломбо» он поставил две серии и был монтажёром ещё в четырёх, то есть материал для Абромса был вполне привычный. Будучи умелым редактором, он удачно совместил сны Эммета Клейтона в духе сюрреализма Луиса Бунюэля и вполне традиционное повествование о том, как лейтенант Коломбо разоблачает очередного преступника. Благодаря сценаристам Левинсону и Линку, серия наполнена немалым количеством бытовых зарисовок, которые отражают характеры героев не хуже, а даже лучше, чем диалог. Ведь Клейтон на словах отрицает свой страх перед Дудеком, но сны выдают его главную фобию, которая и привела к убийству.
Во всех сериях «Коломбо» актёрская игра практически идеальна. Питер Фальк, будучи главной звездой, стремился к правдоподобию и того же требовал от партнёров, а продюсеры не скупились приглашать настоящих звёзд, вроде Лоуренса Харви, для которого «Самый опасный матч» стал одной из последних работ – вскоре после премьеры он умер от рака желудка в возрасте 45 лет.
«Самый опасный матч» в большей степени, чем многие другие эпизоды сериала, свидетельствует о нравственном подтексте проекта. В каждом человеке бог борется с дьяволом, а преступление – всегда результат страсти. Однако нет ничего тайного, что не сделалось бы явным. Человек, стремясь удовлетворить свой грех, не думает о неизбежной расплате. А она приходит в лице неряшливого, но очень внимательного детектива, который в «городе ангелов» осуществляет миссию по наказанию грешников. И, возможно, вот эта непримиримость к злу лейтенанта Коломбо обеспечила ему такую большую популярность среди зрителей, не уменьшающуюся в течение многих лет. Всегда хочется верить в торжество справедливости, и что зло всегда будет посрамлено, каким бы могущественным оно ни казалось.