Еще один упавший вниз
Отряд самоубийц (Suicide Squad), 2016, Дэвид Эйр
Сергей Феофанов об «Отряде самоубийц»
США, вселенная DC, более-менее наши дни. Суровая женщина по имени Аманда Уоллер предлагает властям заменить почившего Супермена отрядом отборных злодеев. Власти зачем-то соглашаются, и вот в распоряжение Уоллер поступает команда мечты – подружка Джокера, напористый негр, несколько лже-придурков и человек, способный разжалобить. Всем этим замечательным людям вживляют в шеи миниатюрные бомбы с дистанционным управлением и отправляют на первое задание – вывезти из города, захваченного какой-то нечистью, одну очень важную персону.
Очередной супергеройский мэшап от DC с первых же минут дает зрителям понять – не нужно ждать от «Отряда» ничего сверхъестественного, перед нами еще один летний блокбастер о мужчинах в трико, не больше и не меньше. Действие движется вперед со скоростью пожилой черепахи, чахлый ревизионизм ограничивается нетривиальной для жанра завязкой, а изобилие героев исключает возможность хоть как-то раскрыть их характеры (особенно хороши демоны-антагонисты, которых даже мебелью назвать язык не поворачивается). В этом смысле особенно показательно представление одного из членов отряда, которому даже досье поленились делать. Про этого мужчину мы узнаем только одно – он умеет высоко забираться, что бы это ни значило. Остальных «самоубийц» представляют подробнее, но и это не спасает ситуацию – зачем отряду был нужен, например, австралийский грабитель Капитан Бумеранг, понять решительно невозможно.
«Отряд самоубийц», рецензия
То же самое можно сказать и про остальных персонажей – человека-крокодила, латиноамериканского пироманта с толстовскими замашками и командующего отрядом вояку. На общем фоне выделяются Дэдшот в исполнении Уилла Смита (играющего примерно то же самое, что и везде), декадентский Джокер в исполнении Джареда Лето (который мог бы быть интересным, если бы не был настолько эпизодическим) и возлюбленная Джокера Харли Квинн (Марго Робби). Она и держит весь фильм на своих хрупких плечах – называет Джокера «пудингом», крушит черепа бейсбольной битой и вообще отрывается на всю катушку. Другой немаловажной проблемой «Отряда» становится переизбыток любви – каждый негодяй (за вычетом разве что несгибаемой Уоллер) здесь кого-то любит. Харли Квинн без ума от Джокера, Дэдшот трогательно привязан к дочери, Эль Дьябло тоскует по своей семье. Даже Капитан Бумеранг испытывает какие-то чувства к розовому единорогу, лежащему у него за пазухой.
В остальном все неплохо: флэшбеки хоть как-то оживляют стандартный нарратив вида «мы ломим, гнутся шведы», а цветастая кислотность на удивление удачно сочетаются с клиповым монтажом в духе Гая Ричи и бодрым, но бестолковым саундтреком. Неясно только, что забыл на этих галерах неплохой режиссер Дэвид Эйр – все то же самое мог бы сделать Тимур Бекмамбетов, и выглядело бы это куда живее. Всем уже, кажется, ясно, что жанр кинокомиксов вышел из моды и отчаянно нуждается в перезагрузке – каждый первый современный супергеройский фильм представляет собой точную копию предыдущих картин того же рода, нечто безликое и совершенно пустое.
Всем уже, кажется, ясно, что жанр кинокомиксов вышел из моды и отчаянно нуждается в перезагрузке – каждый первый современный супергеройский фильм представляет собой точную копию предыдущих картин того же рода, нечто безликое и совершенно пустое. Проблема в том, что комиксы исправно собирают деньги в прокате, и в результате перемены представляются студийным боссам чем-то необходимым, но не жизненно важным, чем-то, что можно отложить ad Calendas Graecas
Проблема в том, что комиксы исправно собирают деньги в прокате, и в результате перемены представляются студийным боссам чем-то необходимым, но не жизненно важным, чем-то, что можно отложить ad Calendas Graecas. Оттого все попытки жанрового перезапуска (которые, разумеется, были) заканчиваются более-менее ничем – тот же «Дедпул» получился довольно забавной и симпатичной ерундой, но от канона отошел не слишком далеко, оказавшись не революцией, но легкой фрондой. Четвертая стена выстояла и даже не пошатнулась. Та же трудность преследует и «Отряд самоубийц» – новаторская вроде бы идея снять кино про плохих ребят предсказуемо разбивается о бетонную стену шаблонов и клише, а плохие ребята оказываются зайчиками и лапочками (возьмите хотя бы Уилла Смита, который играет теоретически безжалостного наемного убийцу так, будто бы он не наемный убийца, а очередной чернокожий президент США).
Сложно сказать, сколько еще осталось жанру – ни DC, ни Marvel не собираются, кажется, останавливать или хотя бы тормозить собственную экспансию – однако усталость материала дает о себе знать, и если в ближайшее время никто не придумает ничего нового, жанру придет конец. Впрочем, может ли умереть то, что уже мертво? Наверное, нет. Оно лишь восстает, сильнее и крепче, чем прежде.