Coca-Cola сближает
Парень из фирмы «Кока-Кола» (The Coca-Cola Kid), 1985, Душан Макавеев
Андрей Волков – о мелодраме известного сатирика
В январе этого года ушёл из жизни Душан Макавеев, один из самых скандальных постановщиков 1970-1980-х гг. Он пришёл в кино примерно в тоже время, что и Жан-Люк Годар и Марко Феррери, но в отличие от них снял всего восемь полнометражных игровых фильмов. Большая часть его карьеры прошла заграницей, поскольку на коммунистической родине он не мог создавать обычные для себя провокационные сатирические коллажи, где перемешались секс и политика. Один из самых известных его фильмов – “Сладкий фильм”, содержание которого прямо противоположно его названию.
Конечно, в ранние годы кинематограф Макавеева ещё находился в более-менее приличных рамках, поэтому именно с первых его фильмов лучше начинать знакомство с миром этого эпатажного сатирика. А вот снятая в Австралии с международными звёздами Эриком Робертсом и Греттой Скакки картина “Парень из фирмы “Coca-Cola” ничего не скажет об особенностях его стиля, зато приятно удивит тех, кто привык к макавеевскому юмору на грани фола.
“Парень из фирмы “Coca-Cola” содержит некоторые сатирические элементы, но по факту это мелодрама, что подтверждает и хэппи-энд. Неизвестно сам ли Макавеев решил на время отойти от своих привычных тем и постмодернистских коллажей или это “заслуга” продюсеров, но факт остаётся фактом – перед нами самый нетипичный и благостный фильм режиссёра.
Кадр из фильма “Парень из фирмы «Кока-Кола»”
Конечно, он разочарует тех, кто ждёт обличение мира менеджеров из “Coca-Cola”. Другие же зрители поймут, что и человеческое Макавееву не было чуждо, и он может не только ёрничать над правилами хорошего вкуса. Его мелодрама всё равно говорит о почерке автора, достаточно посмотреть, сколько здесь остраняющих элементов, начиная от образа главного героя, которого играет Эрик Робертс. Морской пехотинец с очень нестандартными методами работы, про которого думают что он голубой, учитывая его страсть к идеальному внешнему виду. Он не обращает внимания на фигуристую секретаршу Терри (её как раз играет Гретта Скакки), которая постоянно что-то ест, пачкает едой бумаги, и ещё у неё есть бывший муж, торгующий водкой (!), который приходит в офис требовать от жены алименты (!) Кроме этого, у неё есть отец, глава конкурирующей фирмы в Австралии, который всегда ходит с ружьём и от которого Терри прячется в холодильнике с напитками (!)
Да, друзья, это мелодрама по-макавеевски, которую никогда бы не запустили в Голливуде – настолько она необычно выглядит. За сцену, где Терри и её дочь моются вместе, на режиссёра моралисты в Америке спустили бы всех собак, но в Австралии другие порядки. Макавеев не любил США и австралийские продюсеры тоже, поэтому сюжет о менеджере, который хочет, чтобы все в Австралии пили Coca-Cola нужно понимать как проникновение в национальную культуру захватнической американской. Не зря герой Робертса говорит, что Coca-Cola – это и есть Америка. Он сам фанатично влюблён в напиток и испытывает к нему почти сексуальные чувства – восхищается тем, какой он коричневый, холодный, шипящий.
Что сказать, это Макавеев. Он даже в чуждом для себя жанре не мог забыть о своих “неприличных” ранних фильмах. Coca-Cola не стесняется рекламировать себя и при помощи Ленина, который якобы сказал, как хорошо пить Coca-Cola (это Ленин-то!). Вот и главный герой сразу меняет отношение к Терри, когда узнаёт, что она дочь его конкурента. Чтобы подобраться к нему и заключить контракт, он готов и роман закрутить. В мире финансов всё идёт на продажу, даже чувства лишь разменная монета.
Но Душан помнит, что снимает не сатиру, а мелодраму, оттого герой Эрика Робертса не беспринципный делец. У него тоже появляются чувства к Терри, тем более она сама готова на все, чтобы быть с ним, даже шантажировать его снимками с вечеринки, где он танцует с парнем, переодетым в женщину. Это, господа, любовь по-макавеевски.
Это Макавеев. Даже в чуждом для себя жанре он не мог забыть о своих “неприличных” ранних фильмах. Coca-Cola не стесняется рекламировать себя и при помощи Ленина, который якобы сказал, как хорошо пить Coca-Cola. Но Душан все же помнит, что снимает не сатиру, а мелодраму
Режиссёр, оказавшись в другой стране, не меньше главного персонажа интересуется национальным колоритом, как бы тоже ищет австралийский звук. Главный сатирический заряд автора как раз и направлен на потерю индивидуальности в мире транснациональных корпораций, неслучайно оригинальное название можно перевести и как «Кокакольщик» – персонаж уже не совсем человек, а часть системы зарабатывания денег.
Отдельно стоит отметить необычную музыку Уильяма Мотцига, который родился в США, но переехал в Австралию в 1970-е гг., где был лектором, писал классическую музыку и был руководителем джазового оркестра. Его нестандартный мелодизм лишь подчёркивает необычный режиссёрский стиль Макавеева, придавая истории ореол абсурда.
Но этот абсурд – наша жизнь, которая всё больше и больше подчиняется власти денег. Так что Душан Маккавеев не изменил своей магистральной теме, а лишь по-другому на неё взглянул. Но всё-таки этот фильм предназначен, прежде всего, для тех, кто уже знает, каким неистовым может быть юмор Душана, так что для них просмотр этой австралийской картины может быть подобен прохладительному напитку коричневого цвета, утоляющему жажду человека по чему-то спокойному в окружении скандальных фантасмагорий почившего мастера.