Первый мститель (Captain America: The First Avenger), 2011, Джо Джонстон
Добрыня Никитич рецензирует “Первого мстителя” Джо Джонстона.
Необязательно быть фанатом комиксов, чтобы смотреть фильмы о супергероях – для таких случаев всегда есть простое любопытство: какой всем интерес до любителей трико и латекса? Потерпите «Первого мстителя» хотя бы до великолепного эпизода с рекламно-пропагандистской деятельностью Капитана, прекрасно отражающего саму суть супергероя, как культурного явления – персонажа, созданного для метафоризации конкретной ситуации с целью поднятия боевого духа: Кларк Кент был призван дать людям надежду в период великой американской депрессии, мизантроп и плейбой Тони Старк олицетворял собой превосходство США в гонке вооружений, а простой парень Стив Роджерс иллюстрировал жизненно-важный приоритет высоких принципов и моральных установок в борьбе с фашисткой гидрой. В декорациях американских сороковых – кожаных, роковых и ну очень киногеничных – Роджерс выглядит едва ли не самым приземленным членом пантеона Marvel и гораздо менее нелепым, чем, подчас, его коллеги. С оглядкой на чудо-сывортки и технологии Старка-старшего «Первый мститель» демонстрирует традиционные американские ценности, которые так или иначе защищает каждый крепкий орешек, спасающий США (читай, весь мир) от напастей, что в контексте реальной войны отнюдь не выглядит очередным выгулом парадного трико. Привязанность Кэпа к определенным событиям в итоге вышла ему боком: с ликвидацией Гитлера популярность начала медленно сходить на нет, а сегодня он может показаться едва ли не клоуном по сравнению со своими более актуальными товарищами, живущими в русле нового времени – основополагающее моралите Роджерса стало атрибутом бабушкиного сундука, а кто в своем уме признается в любви к махровому ретро с его непреходящей наивностью и непременностью пропаганды? В этом весь «Первый мститель» – наивный, намеренно несовременный и удивительно обаятельный.
«Первый мститель», рецензия
Бесшабашной фантазийной абсурдности «Первый мститель» предпочитает неспешную обстоятельность, степенно вводя зрителя в курс дела: подождите вы со своим экшеном, лучше посмотрите, каким он парнем был.
Как ни странно, лента Джонстона вышла исключительно актерской: представленный набор архетипов логичен, оправдан и невероятно органичен в рамках представленной истории; какая война без добродушного тирана-полковника и гордой девушки в форме? Тем более, когда они столь эффективно обрамляют образ американского парня, чьего-нибудь соседа или приятеля, без денег и особых амбиций, но с горячим сердцем и железной волей. Сложно было подобрать время, более противоположное своими установками для запуска серии приключений Роджерса, и тем, кажется, закономернее ее успех:good is the new sexy. Не в последнюю очередь благодаря Эвансу, совершившему примечательный карьерный рост в рамках вселенной Marvel от Джонни Шторма до абсолютно полярного и в разы более значимого Капитана Америки. Фактуры подходящей не найти – едва Эванс произносит первые пару реплик в комнате приемной комиссии глубоким командным голосом, все рецепторы сигналят о несоответствии возможностей хлюпика имеющемуся внутри стержню, что помогает гораздо достовернее обыграть его перевоплощение. Бесшабашной фантазийной абсурдности «Первый мститель» предпочитает неспешную обстоятельность, степенно вводя зрителя в курс дела: подождите вы со своим экшеном, лучше посмотрите, каким он парнем был. Вы удивитесь, но здесь это гораздо интереснее и важнее неотъемлемых для жанра драк, погонь и прочего красования. Качай не бицепсы, но сердце, а суперсыворотка всегда найдется.