Грязные прелести (Dirty Pretty Things), 2002, Стивен Фрирз, рецензия
Армен Абрамян о потерявших в балансе смешного и трагичного “Грязных прелестях” Стивена Фрирза.
Стивену Фрирзу ни в первой опускаться на лондонское дно. Ни в первой и сталкивать грязь быта с прелестью человеческих душ. Однако, хоженая тропа не гарантирует неожиданного результата, хотя для столь консервативного режиссёра неожиданность почти всегда равна неудаче. И «Dirty Pretty Things» не стали исключением. Глянцевая хроника существования нелегальных эмигрантов в Лондоне со множеством фабульных витков, окрашенных в разножанровые тона: от мелодрамы до триллера. Макрокосм – враждебный Лондон. Микрокосм – безличный (почему-то всегда пустующий) отель высокого класса. Исполнители различной степени известности изображают что-то однородное, чуждое природе движения и трансформации. Сам сюжет, при всей своей запутанности, склеен грубо.
Девственница из Турции, которую играет француженка; острословный швейцар из Восточной Европы, демонический портье из Испании Дон Хуан, всегда готовый прийти на помощь; патологоанатом из Китая; проститутка прибывшая ещё откуда-то и т.д. и т.п. Повторения и совпадения исключены. Пёстрая картина из сваленных в кучу профессий, национальностей, непредвиденных взаимодействий персонажей друг с другом и самих актёров со своими амплуа в фильме. Солянка напоминает какую-то искусственную игру и быстро притомляет. Сами лондонцы практически не представлены. Не считая двух полусумасшедших агентов иммиграционной службы, герои более ни с кем не взаимодействуют из коренного населения. Однозначно, это осознанное идеологическое решение. Решение, подразумевающее некоторую инверсионность, возможно, бурлеск…
Мешанина и эклектика обязывала быть сатирой в дымке сюра. Наверное. Иначе многие натяжки просто невозможно оправдать. Всё равно это не спасло бы фильм от надуманности и вторичности, но хотя бы удержало вменяемый уровень смотрибельности и смысловые перемены не казались бы столь несуразными. Понятно, что перед нами вариация бульварного романа и этому материалу нужен был другой режиссёр. Тот, который сумел бы подать хлипкую пошлость социальных обличений в подобающем хлипко-пошлом духе. Но Фрирз как будто не замечает уйму условностей в прописи характеров персонажей и на полном серьёзе пытается дать драму. Это могла быть и комедия. Сатирическая эскапада в адрес самой двусмысленный политики демократического государства по отношению к своим приёмным чадам. Но опять же, чувство юмора у Фрирза специфическое (достаточно вспомнить его провального «Героя» сделанного в Голливуде) и он теряет в балансе смешного и трагичного.
Глянцевая хроника существования нелегальных эмигрантов в Лондоне со множеством фабульных витков, окрашенных в разножанровые тона: от мелодрамы до триллера.
Многочисленные персонажи всячески намекают на своё тяжёлое существование в чужой стране в сопоставлении скудных сообщений о ещё более мрачных деталях автобиографии в родных краях, а кое-кто ещё и жалобно поскуливает по этому поводу. Трущобный дух нагнетается претенциозными обзорами, где у всех свой бизнес и человек человеку волк. Но ни разу положение кого-либо из них не оказывается безвыходным. Целесообразности для отсасывания членов толстых индусов или копошения в триперных членах интернациональных таксистов…уж, наверняка, подобным можно и в родных окрестностях промышлять. И уж, тем более, нет смысла сидеть на чудо-травке, чтобы не спать сутками и батрачить на равнодушных британцев. Тема с торговлей органами и вырезанием почек в номерах отеля и совсем неубедительна. Забитые парии, внезапно взявшие на себя роль мстителей и обличителей, режущие правду-матку, во всём соответствии с пышностью шекспировского слога о «тех, кого вы не замечаете, но без которых не можете» выглядят настолько неправдоподобно в заданных обстоятельствах, что даже не вызывают раздражения. Трудно определиться, смеяться или плакать над увиденным, но точно одно: кино – не грязные прелести, а прелестная грязь.