Булочки c консервами
Прочь (Get Out), 2017, Джордан Пил
Хоррор или комедийный триллер? Эрик Шургот о “Прочь” Джордана Пила.
Афроамериканец Крис, успешный фотограф и представитель богемы, заводит роман с белой очаровашкой Роуз. Отношения крепнут, и девушка везет Криса на собственном авто в родительский особняк у озера, само собой, под предлогом знакомства. С порога до бедолаги доходит, что дело нечисто – заторможенная темнокожая прислуга, странные шутки главы семейства, активные попытки навязать сеанс психотерапии. Парень влип: это становится ясно с самого начала, остается только гадать, удастся ли ему вовремя убраться восвояси.
“Прочь”, рецензия
Избалованному хоррорами зрителю любопытнее всего в «Прочь» будет наблюдать то, как Джордан Пил балансирует между сокрушительным провалом бывалого сценариста и оглушительным успехом режиссера-дебютанта. И впрямь – фильм интересно скроен, а напряжение тут накатывает волнами, то сковывая зрителя, то вновь затихая, чтобы в решающий момент обрушиться разрушительным цунами. Пока Крис гадает, что за чертовщина творится в элитном обществе белых, куда его затащила возлюбленная, зрителю неспешно скармливают жутковатые сцены, раскрывающие истинные причины гостеприимства состоятельной семейки. Огорчает лишь тот факт, что эти эффекты по большей части ситуационные и, склеиваясь в единое целое, они образуют довольно предсказуемый хоррор с расслаивающимся на глазах сюжетным полотном. Нет, это далеко не «Пила», после ошеломляющей концовки которой резонно слетает с губ непечатное «WTF!», но близко. Иные выкрутасы ленты не хочется воспринимать иначе чем пародию, своего рода комедийный триллер, по большей части жуткий, но временами преднамеренно нелепый. Создается даже ощущение, что Пил просто-напросто стебет коллег по цеху, из года в год снимающих душещипательные фильмы о расовом неравноправии. Потому что белые в «Прочь» состоят из афроамериканских штампов, а их устремления настолько абсурдны, что если не принимать все это за черный юмор, то впору попрекать создателей картины уже в «черном расизме».
“Создается ощущение, что Пил просто-напросто стебет коллег по цеху, из года в год снимающих душещипательные фильмы о расовом неравноправии.”
«Прочь» – кино исключительно жанровое, поэтому ждать от его развязки чего-то большего, чем кровавой резни, не стоит. И в целом это не так уж плохо, потому как засвеченный и предсказуемый сценарий позволяет сконцентрировать свое внимание на персонаже Криса и его основной цели. Ведь по сути вся интрига ленты сводится к тому, удастся ли парню сбежать прочь от нависшей над ним угрозы или нет. Наблюдать за тем, как Крис выпутывается из, казалось бы, безвыходной истории достаточно интересно, хотя и в этом аспекте Пил как сценарист умудряется «накосячить», переборщив с частотой и хронометражем отдельной сюжетной арки, в которой даже самый невнимательный зритель увидит, в данном случае спасительное, чеховское ружье. Неожиданность, которую примерно с середины фильма непрерывно ожидаешь, тоже на полном серьезе воспринимается лишь как стеб – Бог из машины, в самом прямом смысле и намеренно вульгарном воплощении. Обратный эффект достигается благодаря сценам гипноза, метафоричным настолько, что кажется, будто вся эта история с подавлением личности выльется во что-то полноценное и психологическое, но нет, избавление от гипнотических чар оборачивается мышиной возней вокруг журнального столика. Кто есть Джордан Пил, хитрец ли, соткавший по-настоящему жуткую черную комедию абсурда, или же простой обыватель, чьи ошибки превратились в достоинства? Учитывая его заслуги перед комедийным жанром, веришь скорее в первое. Но это теперь уже не суть важно, ведь «Прочь» определенно можно причислить к самым необычным фильмам ужасов последних лет.