//Рецензия на “Абсолютную власть” Клинта Иствуда

Рецензия на “Абсолютную власть” Клинта Иствуда

Притча о власти

Абсолютная власть (Absolute Power), 1996, Клинт Иствуд

Андрей Волков рецензирует политический триллер Клинта Иствуда

Клинт Иствуд получил первоначальную известность как актёр, причём играл он в основном в жанре экшн, воплощая на экранах ковбоев и принципиальных полицейских. Вряд ли кто-то мог представить, что, перейдя в режиссуру, постановщик откажется от своего имиджа «современного ковбоя» и станет снимать неторопливые драмы, разговорные детективы и лишь в редких случаях фильмы действия. Иствуд не боится браться за щекотливые темы и нередко в основе его фильмов лежат реальные события.

«Абсолютная власть» – не слишком титулованный фильм Иствуда, созданный им в промежутке между хитами «Непрощённый» (1992) и «Полночь в саду добра и зла» (1997). Он не получил каких-то значимых наград, хотя работы Клинта практически всегда их получают. Будучи сам актёром, он умеет дать раскрыться талантам других лицедеев, направить их в нужное русло, а будучи очень талантливым режиссёром, Иствуд знает, как сделать так, чтобы зритель сидел у экрана не отрываясь.

Фильмов об опасности, грозящей президенту, в кинематографе США снято достаточно. Параллельно вышел детектив Дуайта Х. Литтла «Убийство в Белом доме» (1997). Здесь же всё меняется местами – президент США злодей, развратник, лицемер, а профессиональный вор Лютер Уитни наоборот, честный и добрый человек. При помощи этого юридического казуса маститый режиссёр исследует феномен власти.

Лютер Уитни сам рискует, пробираясь в дома богачей и воруя у них деньги и бриллианты. Президент Алан Ричмонд знает, что его всегда прикроет его секретная служба. Он может избивать женщин, насиловать их, ибо знает, что ему за это ничего не будет. Ведь он президент, а значит символ американской демократии. Ричмонд много с телеэкрана говорит о свободе и помощи людям, но на деле он даже своего старого друга Уолтера Салливана не жалел, хотя тот привёл его к власти. Он без зазрения совести встречался с его молодой женой, а когда той не понравились его садистские игры и она оказала сопротивление, позвал охрану, чтобы та застрелила её. Но на их беду всё это видел Лютер Уитни, за которым немедленно начинается охота. С одной стороны, Лютер удобная фигура, на которую можно свалить не только ограбление, но и убийство. С другой же, опытный детектив Сэт Франк видит в деле много странного и не спешит объявлять Лютера убийцей.

Кадр из фильма “Абсолютная власть”

Клинт Иствуд сам сыграл главную роль, что было беспроигрышным вариантом. Ведь герои Иствуда могли быть жестокими, но не подлыми. Даже Грязного Гарри многие зрители оправдают, ведь он искренне сочувствует людям, потому и жесток к преступникам. А Лютер Уитни тем более ветеран Вьетнамской войны. Возможно, даже не его вина, что он стал грабителем, ведь когда воплощением справедливости служит двуличный президент и свора преданных ему охранников, сложно судить интеллигентного вора за то, что он кражами зарабатывает на жизнь. Стоит ли всю жизнь служить закону, если есть те, кто над ним, как гласит название умного боевика Эндрю Дэвиса. Президента невозможно ни в чём уличить и призвать к ответственности, ибо он умеет пользоваться той властью, которую даёт его должность. Более того, подобно французскому королю, Алан Ричмонд отождествляет себя с государством и умеет заставить поверить в свой особый статус окружающих.

Клинт Иствуд, человек с консервативными взглядами, тем не менее сделал подкоп под основы демократии, представив ситуацию, когда преступником является не вор Лютер Уитни, а президент США, хотя он с трибуны толкает пламенные речи о борьбе с преступностью. Добро и зло относительны и часто меняются местами, а методы борьбы со злом порой выходят за рамки закона, ведь законы часто пишут те, кто сам является злом. Государство здесь оказывается левиафаном, как в сочинении Гоббса, только оно не регулирует отношения между людьми, а защищает свои интересы. Человек для такого государства ничего не значит. Волю диктует тот, кто приводит в действие все государственные механизмы, в чьих руках сосредоточена абсолютная власть, насколько это возможно в федеративном государстве.

«Абсолютная власть» Клинта Иствуда оказывается близким родственником более позднего фильма Тони Скотта «Враг государства», где также ставился вопрос о развращающем влиянии власти на человека. Интересно, что Лютер Уитни и Уолтер Салливан, которые находятся по разные стороны закона и социального положения, одинаково воспринимают справедливость, которая часто оказывается ближе к Ветхому Завету, нежели к новозаветной этике. Два старика, выросшие в далёкое время, не растеряли принципы, их не испортила ни преступная жизнь, ни богатство и влияние. Президент, наоборот, принял правила высшего света, где всё решают интриги, которые скрывают маской показного радушия. Он не имеет ни чести, ни достоинства, поскольку берёт всё, что хочет и не желает нести никакой ответственности за свои поступки.

«Абсолютная власть» Клинта Иствуда оказывается близким родственником более позднего фильма Тони Скотта «Враг государства», где также ставился вопрос о развращающем влиянии власти на человека. Фильм Иствуда получился по-хорошему консервативным, ибо здесь благородство и достоинство борются с принципами современного капитализма, где есть только собственное «я» и ничего больше.

Фильм Иствуда получился по-хорошему консервативным, ибо здесь благородство и достоинство борются с принципами современного капитализма, где есть только собственное «я» и ничего больше. Режиссёр, сформировавшийся в 1940-1950-е гг., снял притчу о том, что если у человека нет твёрдой платформы – совести, морали, убеждений – он станет преступником и находясь на страже закона. Но также и преступник может быть благородным, если имеет принципы, через которые не может переступить. Лютер Уитни никого не убивал со времён Вьетнама, президент же не мучился угрызениями совести. Он никого не любит, кроме власти, которой пользуется исключительно в своих интересах.

Работа Иствуда едва ли заинтересует любителей экшна, ведь сцен действия здесь практически нет. Зато этот фильм может похвастаться отличными актёрскими работами таких мастеров, как Клинт Иствуд, Джин Хэкман, Эд Харрис, Э. Г. Маршалл, Лора Линни, а также превосходным сценарием Уильяма Голдмана, в основе которого одноимённый роман юриста Дэвида Балдачи, который, очевидно, и привлёк внимание режиссёра своим нетривиальным сюжетом и возможностью показать «тёмную» сторону вроде бы развитой американской системы, которая может защищать преступников и садистов, если они допущены к управлению ей. И эта тема актуальна не только для США, но и для других стран, где власти придаётся сакральный смысл, а глава государства почти ровня богу.

Клинт Иствуд снял за свою жизнь 38 фильмов, многие из которых являются серьёзными произведениями, посвящёнными тем темам, которые волнуют самого режиссёра, а значит и кого-то другого. Постановщик снимает до сих пор, несмотря на то, что ему исполнилось 90 лет. Ему по-прежнему интересна жизнь, страна и люди, которым нередко угрожают не бандиты из вестернов, а молох государства, поглощающий неугодных системе людей.

Telegram
Хронология: 1990-е | | География: США
Автор: |2021-04-17T13:21:42+03:0020 Апрель, 2021, 11:15|Рубрики: Рецензии|
Андрей Волков
Житель города-героя Тулы, вооруженный крепкими нервами и исследовательским интересом относительно глубин киноавангарда. Любит Ингмара Бергмана и неформатные хорроры. Термист по профессии и знает, из чего куётся хорошее кино – а плохое принципиально не смотрит, жизнь для него слишком коротка.
Сайт использует куки и сторонние сервисы. Если вы продолжите чтение, мы будем считать, что вас это устраивает Ok