Северокорейский соцреализм
Бегом до самых небес (Dallyeoseo haneulkkaji), 2000, Ли Чжу Хо
Андрей Волков – о северокорейской спортивной драме
Киноискусство КНДР, самой закрытой азиатской страны, малоизвестно современному зрителю. В советские годы кинематографисты дружественных стран сняли несколько совместных фильмов, главным образом, военной тематики, также большим успехом в прокате нашей страны пользовались два боевика – «Хон Гиль Дон» и «Приказ №207» (оба – 1986). В постсоветские годы получили известность «Бегом до самых небес» и «Товарищ Ким отправляется в полёт» – первая северокорейская картина с участием западных кинематографистов.
Распространено мнение, что КНДР – это СССР в миниатюре. Конечно, коммунизм там с корейским оттенком, но многому основатель КНДР Ким Ир Сен научился у советских коммунистов. В военное время он даже служил в рядах Красной армии и именно на территории СССР родился его сын Юрий Ирсенович Ким, будущий Ким Чен Ир.
Занятый масштабными государственными делами, Ким Ир Сен не слишком интересовался кинематографом, зато Ким Чен Ир быстро понял, оружие какой бронебойной силы представляет собой десятая муза. В 1973 году он написал большую работу «О киноискусстве», где с мастерством киноведа описал и регламентировал всю творческую кухню. Ким Чен Ир, безусловно, был знаком с советской кинопромышленностью, ибо его идеи перекликаются с трудами советских теоретиков театра и кино. Он размышлял о вживании актёра в образ, отражении в кино разных исторических эпох, а также о том, что внешняя среда должна полнее раскрывать характер персонажа.
Как и в СССР сталинской поры, в киноискусстве КНДР большое распространение получили фильмы о простых людях – героях труда, при этом палитра жанров была весьма широкой – от комедий и мюзиклов до боевиков. Пленным южнокорейским режиссёром Син Сан Оком в 1985 году даже была создана, ни много ни мало, коммунистическая Годзилла – «Пульгасари» (1985). Этот фильм был продан для западного рынка, что в итоге позволило Син Сан Оку бежать из страны и осесть в США.
Кадр из фильма “Бегом до самых небес”
Конечно, в кино КНДР совершенно невозможны какие-либо острые социальные темы – создание параллельной реальности в пропагандистских целях характерно для всех кинематографий тоталитарных стран. Однако получившие хождение по западному рынку и форумам киноманов фильмы из КНДР не состоят из одних только идеологических клише. Скорее, госпропаганда занимает в них не так уж много места, уступая чисто жанровым сюжетам. В случае же с работой неизвестного российскому зрителю режиссёра Ли Чжу Хо «Бегом до самых небес» стоит вести речь о подзабытом за годы ельцинско-путинского лихолетья социалистическом реализме. Фильм даже показывали на XXIII ММКФ в 2001 году в рамках ретроспективы корейского кинематографа. Судя по сообщениям кинообозревателей, автора ленты в Москве не было, а фильм представляли чиновники по культуре, особенно настаивавшие, чтобы фильмы Южной и Северной Кореи демонстрировались раздельно.
«Бегом до самых небес» стал одним из немногих после советских лет фильмов брата по коммунизму, который легально выходил в российский прокат. Именно на основе таких фильмов, возможно, изначально произведённых с прицелом на иностранный рынок, люди и судят о жизни в этой закрытой стране.
Ли Чжу Хо снял спортивную драму с элементами мюзикла (!) о северокорейской бегунье Чон Сон Ок, которая годом ранее выиграла марафонский забег на чемпионате мира. Скорость создания фильма поражает воображение – меркнут жёсткие сроки не только советских студий, но и голливудских гигантов. Однако на качестве фильма это, тем не менее, не отразилось – история рассказана связно и с приличествующем случаю пафосом, так что ряд критиков даже назвал работу Ли Чжу Хо шедевром. Она и правда может покорить своей темой преодоления трудностей на пути к цели, но не ради тщеславия, а во благо страны. Нашим спортсменам, которые получают миллионные гонорары за проигранные матчи и соревнования, не лишним было бы показать эту работу в плане мотивации к успеху. Не одними деньгами жив человек – необходимы и высокие цели.
Актриса Ли Бун Сук не только хорошо играет, но и похожа внешне на свою героиню, так что кадры документальной хроники воспринимаются как неотъемлемая часть повествования. Российского зрителя могут озадачить сцены с песнями, навевающие воспоминания об индийском кино, которым наших соотечественников перекормили в оные годы, однако элементы мюзикла не кажутся чужеродными. Атмосфера тяжёлой работы во имя победы выдержана на всём протяжении фильма, а лирическое девичье пение вносит элемент романтики в суровую спортивную драму. Авторы даже умело вплели сцены устранения последствий землетрясений середины 1990-х гг. Социалистический пафос страны как большой семьи, знакомый по фильмам сталинской поры, вполне убедительно воплощается и здесь.
Пусть авторы не удержались (да могли ли удержаться?) от славословий в адрес Ким Чен Ира, однако желание встречи с Полководцем, ставшее недостающим мотивационным трамплином для победы, скорее разновидность религиозной экзальтации – веры, так необходимой каждому. «Если бы человек ни во что не верил, то он бы и не жил», как писал Л. Н. Толстой. В атеистических коммунистических странах место святых заняли вожди, которые ведут народ в царство небесное. Вот и главной героине вера в величие Ким Чен Ира помогает пережить изнурительные тренировки и в итоге выиграть забег.
Картина Ли Чжу Хо снята вполне искренне и ничуть не потеряется в ряду западных спортивных драм. Тема изоляционизма тут даже не рассматривается – наоборот, северокорейские спортсмены участвуют в международном чемпионате и хотят добиться признания для своей страны.
Сложно сказать, как было на самом деле – спортсмены КНДР не сидят в тик-токе и не дают интервью западным журналистам, однако получившийся фильм представляет собой поэму о преодолении собственных слабостей на пути к высшей цели и в этом качестве будет интересен самому широкому зрителю. Хотя бы северокорейской экзотикой, в которой угадываются элементы жизни советского народа – те же демонстрации трудящихся, скупой интерьер их квартир и одинаковый стиль в одежде. Это не та лента, из которой можно узнать о лагерях в КНДР, которыми так пугают кинематографисты южнокорейских граждан. Однако пафос любви к родной земле воспринимается светлым контрастом путинской пропаганде, говорящей с нами исключительно языком вражды.
Самое главное, что картина Ли Чжу Хо снята вполне искренне и ничуть не потеряется в ряду западных спортивных драм. Тема изоляционизма тут даже не рассматривается – наоборот, северокорейские спортсмены участвуют в международном чемпионате и хотят добиться признания для своей страны. Чон Сон Ок также стремилась реабилитироваться за свой проигрыш на чемпионате в Атланте, чтобы не было стыдно перед людьми. Ибо на ней лежит ответственность перед болельщиками, которые доверили ей представлять страну на международном чемпионате.
Фильм Ли Чжу Хо сложно назвать шедевром, однако он вполне соответствует словам Ким Чен Ира о предназначении кино: «истинная ценность художественного произведения – не в красоте формы, а в глубине содержания». Лента отличается негромким пафосом патриотизма и верой в то, что человеку любое дело по плечу. В тех же поэтических тонах воспринимали спорт Жан Виго и Лени Риффеншталь, так что неслучайно обозреватель Алексей Медведев во «Времени новостей» проводил параллели с европейским кино.
Будучи рождённой в условиях культурной изоляции, работа Ли Чжу Хо парадоксально близка европейскому зрителю темой борьбы с самим собой, ради преодоления трудностей и во благо общего дела. Эстетика этого фильма очень схожа с советскими драмами, так что неудивительно, что именно в нашей стране хороший фильм Ли Чжу Хо получил восторженный приём и благосклонную прессу.