Большая дерзость – притязать на то, чтоб что-то значить, превратясь в ничто…
Фауст: Любовь проклятого (Faust: Love of the Damned), 2001, Брайан Юзна
Андрей Волков рецензирует еще одного киношного “Фауста”
Легенда о Фаусте, получившая наибольшую известность благодаря произведению И. В. Гёте «Фауст», неоднократно находила своё воплощение в кино. Среди авторов, к ней обращавшихся, такие безусловные классики, как Ф. В. Мурнау и А. Н. Сокуров. Но и американский постановщик филиппинского происхождения Брайан Юзна внёс свой скромный вклад в экранизацию легенды, выпустив в 2000 году необычный фильм «Фауст – любовь проклятого», где причудливо переплелись набиравший популярность кинокомикс, традиционная мистическая история о продаже души дьяволу и романтическая линия о любви отверженного к девушке-психиатру, у которой самой психологические проблемы.
Брайан Юзна наиболее известен как продюсер, ответственный за выход в свет классических экранизаций Ховарда Лавкрафта, осуществлённых его другом Стюартом Гордоном («Реаниматор», «Извне», «Дагон»). Также он финансировал такие заметные образцы жанра, как «Чернокнижник» (1989), «Тьма» (2002) и «Ромасанта» (2004). Причастен он был и к созданию популярной фантастической комедии «Дорогая, я уменьшил детей» (1989) и культового боевика «Плачущий убийца» (1994). В собственном творчестве Юзна руководствуется преданной любовью к Х. Ф. Лавкрафту, популяризацией искусства которого он занят всю жизнь.
Также Брайан Юзна поклонник Андрея Тарковского, следы влияния которого можно обнаружить в таких необычных хоррорах Юзны, как «Возвращение живых мертвецов 3» (1993). Этот триквел с одной стороны искусственно присоединён к классической дилогии чёрного юмора, а с другой – язык не повернётся назвать этот фильм эксплуатацией коммерчески успешного сюжета: уж слишком необычное кино вышло. Ни много ни мало – о любви главного героя и девушки-зомби! Даже мастер некрофилии Йорг Буттгерайт не сумел придумать такое love story. А Юзна ещё снабдил повествование философскими размышлениями о смерти, сделав триквел зрелищем явно не для среднего ума.
Его последний фильм прошлого века (в России вышел с опозданием почти на год) также содержит необычную любовную линию. Джон Джасперс когда-то был художником. Он жил со своей девушкой в Манхэттене и не знал горя, пока однажды бандиты не убили его любимую. С этих пор Джасперс потерял смысл жизни и мечтал покончить с собой, но на мосту, с которого он собирался прыгнуть, ему явился сам Мефистофель (тут сокращённо М) и предложил сделку.
Кадр из фильма “Фауст: Любовь проклятого”
М – холёный, хорошо одетый господин с длинными ногтями, в образе которого узнаётся Луи Сайферс из классического фильма Алана Паркера «Сердце Ангела». Его впечатляюще сыграл Эндрю Дивофф, актёр с незаурядным инфернальным обаянием. На фоне его героя персонаж Марка Фроста Джон Джасперс несколько меркнет. Авторы даже пробовали изобразить Фауста в иронических тонах, но, к счастью, быстро отказались от этой идеи.
Зато вполне хороша англичанка Изабель Брук в роли новой возлюбленной Джасперса, по совместительству являющейся его врачом. Ей удалось передать сложный характер своей героини – серой мышки, одновременно желающей отношений с мужчиной и боящейся их вследствие сексуального насилия, пережитого ей в детстве. Актёр-хамелеон Джеффри Комбс, известный по ролям в экранизациях Х. Ф. Лавкрафта, в очередной раз с блеском играет новый характер – крутого лос-анджелесского копа, ведущего расследование массовых убийств, совершённых Джасперсом по приказу М. Его герой словно реинкарнация частных сыщиков из нуара и полицейских с кодексом чести из классических боевиков, вроде знаменитого Гарри Каллахана. Как обычно у Юзны, фильм вышел очень кровавым и явно не для слабонервных.
Сценарий постановки создал один из авторов графического романа о Фаусте Дэвид Куинн, который, как свидетельствуют те, кто его читал, отличался изощрённым насилием и извращённым сексом. Всё это не могло не приглянуться Брайану Юзне, которого, в отличие от Гордона, всегда тянуло в сторону натуралистичного кошмара. Достаточно вспомнить его новеллу из альманаха «Книга мёртвых» (1993), формально являющуюся экранизацией повести Х. Ф. Лавкрафта «Шепчущий во тьме» – более извращённого переосмысления Лавкрафта сложно даже вообразить. Поэтому неудивительно, что глава «Fantastic Factory» Брайан Юзна лично сел в режиссёрское кресло. Кому как не ему экранизировать полный насилия и эротики комикс о Фаусте.
Юзна прибег к реверсивному нарративу, начав повествование с середины – с момента задержания Фауста/Джасперса после бойни в посольстве и помещении его в психиатрическую клинику. Именно там он впервые встретил доктора Джейд де Камп, которая сумела пробудить к себе сердечные чувства во вроде бы воплощении зла Фаусте. Созданный М как орудие ненависти, этот персонаж пережил моральную трансформацию, его душа, пленённая Мефистофелем/М, воскресла благодаря любви – тому светлому чувству, которое противно дьяволу по своей природе. Любовь – это образ бога в человеке, в то время как дьявол – воплощение страстей.
«Фауст» Юзны в первую очередь кинокомикс. Режиссёр сделал кино без границ – эстетических и нравственных, перемешав в одном фильме высокое и низкое, дерзкое и романтичное, оригинальное и банальное. Его творение – плоть от плоти постмодернизма, для которого характерны интертекстуальность и снятие барьеров между стилями и жанрами.
С этих пор Фауст направляет свой гнев не на врагов М, а на дьявольскую секту, угрожающую его счастью с любимой. Их роман заранее обречён – Фауст является созданием М и неотделим от злого духа. Смерть физического тела М значит гибель и Джасперса, ибо он добровольно отдал свою душу во власть сатаны ради возможности мести. Фауст и сам осознал, что он виновник своих бед. «Я умер, когда возжелал мести», говорит персонаж в финале, и кадрами его самоубийства на мосту заканчивается полотно Брайана Юзны.
Но до этого экзистенциального финала зрителя ждёт море крови, льющейся из проткнутых Фаустом тел и отрубленных конечностей, сексуальная одержимость помощницы М Клэр, которая мечтает предать его, но в тоже время боится, ведь М лишь выглядит как человек. Это позволяет Юзне продемонстрировать сцены оргий с участием Клэр, которая готова заниматься этим даже с Джейд. А финал и вовсе может напомнить дебют Юзны «Общество» (1989) – развратные богачи совокупляются с дамами в ожидании рождения в наш мир адского создания. Эти кадры сняты режиссёром с особым смаком – те, кто видел его скандальный дебют, знают, что Юзне мало равных в запечатлении больных фантазий.
И всё-таки «Фауст» Юзны в первую очередь кинокомикс – альтернатива из ада набиравшим популярность голливудским франшизам «Люди X» и «Человек-паук». Режиссёр сделал кино без границ – эстетических и нравственных, перемешав в одном фильме высокое и низкое, дерзкое и романтичное, оригинальное и банальное. Его творение – плоть от плоти постмодернизма, для которого характерны интертекстуальность и снятие барьеров между стилями и жанрами. Поэтому напрасно, да и глупо предъявлять режиссёру придирки за стилевые издержки – до трэша Ллойда Кауфмана он не опустился, но и не поднялся до философии Гёте, а сделал нечто среднее между этими двумя ориентирами.
С дистанции в более чем 20 лет видно, что «Фауст» Юзны до сих пор востребован зрителями как необычный пример экранизации комикса. Чуть раньше Голливуд уже снимал «Спаун» по комиксу Тодда МакФарлэйна о продаже души дьяволу, однако в нём недоставало того, что есть в «Фаусте» Юзны – безумия. Опытный постановщик скрестил Гёте с комиксом (что уже вопиющее преступление по меркам классического искусства), хоррор с мелодрамой, а сексуальные оргии с размышлениями о природе зла, которое коренится не во внешнем источнике – Мефистофеле – а в душе человека. И не буддистское умиротворение, а опустошение получит тот, кто захочет мстить.