Вспоминая Чикатило
Дмитрий Котов — о криминальном детективном триллере Ладо Кватании
Жанр криминального триллера для российского кинематографа — до сих пор во многом terra incognita. Слишком свежо еще наследие девяностых-нулевых, не помутнели в зрительских умах залихватские сериальные образы Дукалиса, Каменской и пса Мухтара, мало вяжущиеся с понятием саспенса и сложносочиненными сюжетными конструкциями. Потому вдвойне любопытен дебютный полнометражный фильм «Казнь» клипмейкера Ладо Кватании, поддержанного опытными продюсерами кинокартин Кирилла Серебренникова («Ученик», «Лето», «После Лета», «Петровы в гриппе») и «Уроков фарси» Вадима Перельмана.
В центре повествования — следователь по особо важным делам Исса Давыдов. После долгого расследования серии убийств, закончившегося поимкой преступников и приговором, внезапно объявляется выжившая жертва маньяка, показания которой противоречат выводам обвинения. Исса понимает, что подвел под суд невиновных, и вынужден вернуться к работе над делом. Кажется, установить настоящего убийцу не так уж сложно, но как найти веские доказательства и добиться признания душегуба?..
Цельная, гнетущая и липкая атмосфера — пожалуй, главная заслуга «Казни». Не только стильная картинка с «фильтрами» в мрачной цветовой гамме, но в целом грамотная работа художника-постановщика Дмитрия Онищенко и оператора Дениса Фирстова. Кроме того, это тональность диалогов, музыкальное сопровождение, баланс в чередовании динамичных сцен, напряженных «психологических» эпизодов и элементов хоррора. Как раз таки атмосферой «Казнь» больше напоминает удачные примеры заокеанских детективов-кинорасследований с рейтингом R — «Пленницы» Дени Вильнева, «Семь» и «Зодиак» Дэвида Финчера, «Подмена» Клинта Иствуда. Заметен в «Казни» и легкий налет скандинавского нуара. При этом душок позднесоветского правосудия тоже ощущается в киноленте как надо…
Кадр из фильма “Казнь”
Личность, черты внешности и мотивы главного подозреваемого явно списаны с самого известного маньяка в отечественной истории, чье имя стало нарицательным. Андрей Чикатило. Действие «Казни» охватывает период с 1981 по 1991 годы, что примерно совпадает с периодом активности изувера. Жуткая история невзрачного на вид чудовища не раз экранизировалась или ложилась в основу работ российских и зарубежных кинематографистов. Кватания, стоит признать, предлагает весьма свежий взгляд на давно известную фабулу, раз за разом незаметно отводя фокус на других персонажей и проявляя все новые детали рассказа. Правда, модель Кюблер-Росс о пяти степенях признания неизбежного, легшая в структурную основу сценария, — ход довольно избитый. Развязку фильма нельзя назвать супернеожиданной — слишком уж много намеков и подсказок, легко доступных внимательному и пытливому зрителю, разбросано по кружеву сюжетных линий. Но градус интриги все равно сохраняется — когда становятся очевидны ответы на одни вопросы, рождаются другие.
Исса Давыдов — персонаж самоуверенный, жесткий, закрытый, обладающий довольно тяжелым взглядом и будто все время чего-то недоговаривающий. Если простым языком — мутный. Не поймешь толком — то ли сумрачный гений с чувством собственного достоинства, то ли темная и недобрая личность со скелетами в шкафу. Сплошные противоречия. Возможно, поэтому и актерскую работу Нико Тавадзе оценить сложно. Зато можно утверждать уверенно, настоящее украшение фильма — Даниил Спиваковский, одной из первых ярких ролей которого был одержимый странными идеями инвалид Чеченской войны в драме Валерия Тодоровского «Мой сводный брат Франкенштейн». Спиваковскому, который все же порой склонен к переигрыванию, к лицу образы людей не вполне нормальных, эксцентричных, не от мира сего. Поэтому был весьма убедителен его Лев Ландау, несмотря на проходной уровень самого сериала, посвященного великому физику. Психопатичный типаж и соответствующее поведение главного подозреваемого в «Казни» — отличная возможность для Даниила раскрыть весь свой потенциал и выложиться на съемочной площадке по полной программе. Именно так он и сделал, причем сделал с блеском.
Оригинальное, добротно снятое кинопроизведение, хоть и имеющее ряд внешних сходств с тем, что мы когда-то уже видели. С качественно беспрецедентной ролью Спиваковского, плотной атмосферой и убедительным саспенсом. Для российского кино в рамках жанра — если не прорыв, то уверенный шаг в верном направлении.
Евгений Ткачук уже не раз доказывал свою разноплановость, играя совершенно не похожих друг на друга персонажей: от гопника Лехи из «Зимнего пути» и Витьки Чеснока до экспрессивного концертного директора в «Метаморфозисе» и интеллигентного на вид трикстера Коти в «Черновике». Вот и в «Казни» его персонаж проходит впечатляющую эволюцию от простого следака, честно выполняющего свою работу до… Впрочем, подробностей раскрывать не будем.
Женские роли впечатляют меньше. У Юлии Снигирь здесь маловато экранного времени и ни одной по-настоящему запоминающейся сцены. Аглая Тарасова — плюс-минус на своем уровне. Зато ярки короткие появления в кадре Дмитрия Гизбрехта и Ольги Лапшиной. Камео в фильме сыграли рэпер Хаски и певица Манижа, для которых Кватания снимал музыкальные видео, а также Илья Найшуллер — автор нашумевших клипов группировки «Ленинград».
«Казнь» — действительно оригинальное, добротно снятое кинопроизведение, хоть и имеющее ряд внешних сходств с тем, что мы когда-то уже видели, причем не раз. С качественно беспрецедентной ролью Спиваковского, плотной атмосферой и убедительным саспенсом. Для российского кино в рамках жанра — если не прорыв, то уверенный шаг в верном направлении.