Наедине со зверем
Одной крови (Maneater), 2007, Гэри Йетс
Андрей Волков рецензирует телевизионный триллер Гэри Йетса с Гэри Бьюзи
Среди фильмов для семейного просмотра встречается немало работ о дружбе человека и животного. Тут можно указать как популярный сериал из «золотого периода» американского телевидения «Лесси» (1954 – 1974), так и не менее известную тетралогию «Освободите Вилли». Любили снимать про зверей и в СССР, и эти фильмы любимы многими по сей день – «Белый клык» (1946), «Укротительница тигров» (1954), «Ко мне, Мухтар!» (1964). Вот и в преддверии года Тигра (наступит 1 февраля) нелишне вспомнить не слишком известный, но интересный телевизионный триллер Гэри Йетса «Одной крови», главную роль в котором сыграл колоритный актёр Гэри Бьюзи.
Этот лицедей мог играть самые разные роли, но чаще представал в образах злодеев из многочисленных боевиков. В то же время на заре своей экшен-карьеры он снялся в роли протагониста в примечательном боевике Ричарда С. Сарафьяна «Глаз тигра». Там тигр был метафорой – этот зверь славен своими выдающимися охотничьими качествами. Однако в работе канадского режиссёра Гэри Йетса дикий родственник домашних кошек обретает вполне зримые черты. Он сбежал при перевозке в близлежащий лес, где за короткое время освоился не хуже, чем на родине в Индии. По странному стечению обстоятельств, не знающий жалости хищник привязался к мальчику Рою, живущему в лесу вместе с религиозной матерью, и стал для него чем-то вроде домашнего питомца, приходя на ночлег к его трейлеру.
Гэри Бьюзи после долгих лет съёмок во второсортных боевиках, массово выходивших на видео и скоро забывавшихся, с удовольствием играет справедливого шерифа маленького городка Грейди Барнса. В этом спокойном месте, куда часто приезжают люди отдохнуть от городской суеты, редко бывают какие-либо преступления, даже нет тюрьмы, а у сотрудников офиса шерифа соответственно опыта, тем более в охоте на опасного бенгальского хищника.
Несмотря на телевизионное происхождение фильма, он довольно жесток – режиссёр бегло, но всё же показывает обезображенные трупы, хотя большая часть нападений зверя остаётся за кадром. Это и неудивительно, в силу небольшого бюджета – хорошо хоть нашли настоящего дрессированного тигра. Особенно он пригодился в финальных сценах, где шериф вступает в открытое противоборство с тигром-людоедом.
Кадр из фильма “Одной крови”
Фильм Гэри Йетса – тот редкий случай, когда название, данное российскими дистрибьюторами, лучше оригинального передаёт смысл ленты. Набивший оскомину «людоед» (тем более кто-то мог бы перепутать с отличным одноимённым хоррор-вестерном) был заменён на метафорическое «одной крови», указывающее на внутреннее родство опасного хищника и мальчика Роя. Зверь почуял это, оттого и не напал на него.
Для Роя, который не ходил в школу из-за предрассудков его матери и практически не имел друзей, тигр стал тем, с кем можно играть. Рой и сам в своих играх воображал себя тигром – смелым и гордым зверем-одиночкой, которого уважают все животные в лесу. В то же время мать Роя выведена автором не в качестве религиозного тирана – она любит сына, просто хочет защитить его от бед реального мира.
Проблематика фильма Гэри Йетса отчасти перекликается с притчей М. Найта Шьямалана «Таинственный лес» (2004). От зла никуда не деться – оно придёт даже в обличие хищника-людоеда. И не все люди плохие – немало хороших, честных людей, таких как шериф Барнс или полковник Джеймс Грэхем, в колоритном исполнении Иена Д. Кларка.
Герой Кларка также во многом близок Рою. Несмотря на то, что он является профессиональным охотником на тигров, он любит природу и относится к жизни с подлинно буддистским спокойствием. Тигр не зло сам по себе – это всего лишь животное, которое живёт в соответствии с теми инстинктами, которые ему дала природа. Но тигр, отведавший человеческой крови, становится смертельно опасным. Он больше не боится людей и будет не убегать от них, а нападать, чуя в себе превосходство. Дикий зверь чаще всего не может быть надёжным другом человеку – инстинкты рано или поздно возьмут верх. И мальчик Рой, проживший всю жизнь вдвоём с матерью в лесу, а оттого воображавший себя зверем, постепенно понял, что человек должен жить с людьми, а тигр с другими животными. Ибо так заведено природой.
Несмотря на не слишком впечатляющую финальную сцену поединка шерифа и тигра, работа Гэри Йетса вполне состоятельна как триллер. Режиссёр активно использует приём «субъективной камеры», а большинство нападений остаются за кадром: зато весьма интересны их инсценировки.
Несмотря на не слишком впечатляющую финальную сцену поединка шерифа и тигра (возможно, единственный серьёзный недостаток постановки), работа Гэри Йетса вполне состоятельна как триллер. Режиссёр активно использует приём «субъективной камеры», дабы показать момент охоты тигра за жертвой. Как уже говорилось, большинство нападений остаются за кадром, зато весьма интересны их инсценировки. Ведь полковник Грэхем является опытным следопытом, оттого объясняет шерифу, как тигр настиг свою жертву.
По сути, тигр-людоед является второстепенным персонажем, ибо основное внимание автора уделено Рою, его психологии и его судьбе. Шериф для Роя постепенно стал вроде отца, которого у него не было. А у шерифа, соответственно, не было детей, словно судьба специально готовила чету Барнсов к знакомству с необычным мальчиком, почти современным Маугли. Ведь у главного героя произведения Редьярда Киплинга также был друг из семейства кошачьих – Багира.
В 2000-е гг. про тигров было снято немало хорроров, достаточно назвать более ранний телехоррор «Саблезубый» и снятый почти параллельно индийский хоррор «Глаз тигра». Но только многократный номинант на главную кинематографическую награду Канады «Genie Awards» решил создать нечто большее, чем просто хоррор про тигра. Он снял своего рода притчу о современном Маугли Рое, который постепенно избавляется от мира грёз и фантазий, где он обитал, и научается жить в суровой действительности. Да, здесь есть зло, но также и добро, например, шериф Барнс и полковник Грэхем, которые показали Рою, что место человека среди людей, а бенгальский тигр должен обитать в своей природной стихии.