Пожары (Incendies), 2010, Дени Вильнев
Эрик Шургот – о драматическом триллере Дени Вильнева
Симон всегда считал свою мать Навал не от мира сего, его сестра-близнец Жанна родительницу просто любила бескорыстной дочерней любовью. Они мирно жили в уютной Канаде, зная свое прошлое лишь по обрывочным воспоминаниям матери. Однажды, как это часто случается внезапно, Навал не стало, а нотариус, у которого она проработала много лет, озадачил близнецов престранным завещанием, составленным толи в бреду, толи для сюжета детективного рома из прошлого. Симону и Жанне вручены два конверта, которые нельзя вскрывать – один нужно отдать их отцу, которого близнецы считали погибшим, второй брату, о коем не ведали вовсе. Поди туда, не знаю куда – морально невыносимую и кажущуюся невыполнимой задачу так и хочется оставить неразрешенной. Но, во-первых, Жанна по образованию математик, ее дотошный до решения головоломок склад ума не позволяет отступиться, а во-вторых, по условиям завещания, пока конверты не переданы адресатам, Навал будет покоиться в безымянной могиле без надгробия. И вот, Жанна уже летит в города с вымышленными именами, в так и ни разу не названный, но легко узнаваемый Ливан, чтобы найти там, на родине мамы, страшную правду, которая навсегда изменит их Симоном отношение к жизни.
Кадр из фильма “Пожары”
«Пожары» Дени Вильнёва, снятые по одноименной пьесе ливанского иммигранта Ваджи Муавада – тот самый случай, когда сюжет не терпит спойлеров. Раскрывать детали сценария тут – сущее преступление перед зрителем, настолько повороты этой истории способны шокировать. Любопытно, но возможным ключом к восприятию фильма является на первый взгляд ничего не значащая деталь в диалоге Жанны с вузовским преподавателем математики. Профессор как бы вскользь упоминает задачу о семи кёнигсбергских мостах – каноничном примере эйлеровых циклов. В задаче ставится вопрос: как пройти по всем семи мостам города Кёнигсберг, не зайдя ни на один дважды. Ответ: никак. В контексте сценария, Судьба Навал Марван – долгий путь через цепочку «мостов», в котором неизбежны повторения одних и тех же троп. Но математика, самая строгая и точная из наук, отступает перед беспощадными и слепыми законами рока. В одной из финальных сцен Симон озвучивает Жанне совершенно абсурдный арифметический тезис, который казался немыслим в теории, но оказался реализован на практике. Так и невыполнимое решение задачи о мостах по Вильневу и Важди становится реальностью по воле высших сил.
Хотя «Пожары» – кино во многом именно сценарное, оно не лишено визуальной красоты, пусть красота эта порой и до стиснутых зубов страшна, ведь служит она декорацией к изуродованной войной человеческой судьбе
И хотя «Пожары» – кино во многом именно сценарное, оно не лишено визуальной красоты, пусть красота эта порой и до стиснутых зубов страшна, ведь служит она декорацией к изуродованной войной человеческой судьбе. Фильм разбит на «настоящее» повествование, в котором Жанна, а позже и Симон, ведут свое расследования, и флешбеки о жизни их матери в объятом гражданской войной Ливане. Это с одной стороны неторопливый, медитативный детектив, которому суждено взорваться ближе к финалу. С другой – трагическая драма о судьбе женщины, оказавшейся меж двух огней и всегда принимавшей выбор, следуя зову сердца. Христианка из бедного селения, студентка престижного вуза, примкнувшая к мусульманским боевикам террористка, «женщина, которая поет» (в тюрьме, под пытками), иммигрантка. Все это про одного человека. Пожары, реальные и экзистенциальные, всегда оставляли на месте прошлого Навал лишь пепел, заставляя её начинать свой путь с новой точки отсчета. Теперь, на этой выжженной земле, её родные дети должны сделать то, что уже не успеет сама Навал Марван – восстановить историческую справедливость.