Поэма отчаяния
Женская тюрьма: ад для женщин (Anime perse), 2006, Бруно Маттеи
Андрей Волков – о фильме Бруно Маттеи в жанре woman in prison
Фильмы жанра woman in prison были особенно популярны в 1970-1980-е гг. В то время их создавали все, кому не лень. Поскольку речь идёт не о серьёзных драмах о тюремной жизни («Бангкок Хилтон» (1989), «Дорога в рай» (1997), то такие работы были полны эротикой и насилием, но не слишком откровенным, дабы сохранялось обаяние «клубнички». Сам Бруно Маттеи в оные годы также снимал фильмы про женщин в тюрьме («Насилие в женской тюрьме» (1982)), как и многие другие европейские режиссёры малобюджетного кино, однако к 2000-м гг. этот жанр практически вымер. Поэтому весьма любопытным выглядит то, что Бруно Маттеи в 2006 году снял на Филиппинах самый настоящий WIP-фильм. Хотя он отчасти нетипичный для жанра, поскольку больше создан с оглядкой на азиатские традиции таких фильмов, например индонезийский «Жертвы войны» (1983).
Название фильма Маттеи вполне соответствует его содержанию, так что просмотр этой работы дело не из лёгких. Режиссёр сознательно нарушил баланс эротика/насилие в сторону последнего, снабдив повествование азиатской жестокостью и атмосферой безнадёги. Бруно Маттеи немало снял эротических фильмов, однако в «Женском аде» обнажённые девушки вряд ли кого-то возбудят. Их держат в антисанитарных условиях, заставляют рыть землю в джунглях и вообще всячески издеваются. К тому же у начальницы тюрьмы договор с губернатором острова, по которому она поставляет ему женщин для развлечения богатых клиентов. Девушки не имеют права отказаться быть секс-рабынями, потому что иначе их ждёт клетка с крысами, из которой живыми уже не выходят.
Постановщик с одной стороны учёл все законы жанра – женскую тюрьму, изнасилования, лесбийские сцены, побег, но снабдил всё это сильной атмосферой безнадёги, ибо, по сути, девушкам бежать некуда. В джунглях живут аборигены, которые устраивают охоту на беглянок по приказу губернатора. Бруно Маттеи в годы расцвета итальянского жанрового кино не снимал хорроры про каннибалов, зато в начале 2000-х выдал пару таких картин. Вот и в этом фильме аборигены выглядят как каннибалы – обвешанные черепами садисты, которые пойманных девушек сажают на кол прямо в джунглях (в этом можно увидеть оммаж Маттеи шедевру Руджеро Деодато «Ад каннибалов» (1979)). У них бессмысленно просить пощады, также как и у тюремных охранников или людей губернатора, которые устраивают охоту на сбежавших девушек. Они тоже склонны к садизму – отрезают языки, груди, насилуют окровавленных девушек. А в реке живут крокодилы, которые пристрастились есть человечину.
Кадр из фильма “Женская тюрьма: ад для женщин”
Режиссёр создал натуралистичный, депрессивный триллер, что усиливается и видеорядом. Выцветшие, холодные цвета, резкая контрастность изображения, обилие крупных планов перепуганных лиц девушек. В таком фильме эротика без боя сдаётся насилию и атмосфере безнадёги. Все мужчины, появляющиеся в кадре, полные отморозки – садисты, извращенцы, насильники. Однако феминисткам рано радоваться, ведь надзирательницы в женской тюрьме ничуть не лучше. Тут каждый, кто имеет хоть
небольшую власть над другим, стремится ей воспользоваться, а слабость не только не вызывает сочувствие, но наоборот пробуждает садистские фантазии. Несмотря на то, что авторы 90% wip-фильмов считали лесбийские сцены очень привлекательными, поэтому вставляли их к месту и не к месту, у Бруно Маттеи было другое представление. Однополая любовь строго карается – таких девушек просто отдают охранникам, которые их насилуют до полусмерти.
Нельзя сказать, что режиссёр снял серьёзное кино, обличающее тюремную жестокость. Он и не преследовал такой цели. Но в то время, когда множество других постановщиков жанра wip создавали скорее эротические поделки, где девушки без конца совокупляются друг с другом и с надзирательницами или же выстраивали действие по принципу боевика, где сильный лидер собирал вокруг себя свою маленькую армию для отпора тюремной охране, Маттеи снял поэму отчаяния и жестокости, не только визуальной, но и психологической. Неслучайно один из садистов говорит, что люди делятся на охотников и жертв. Режиссёр придал своей работе животный натурализм, где тюремная охрана и люди губернатора ничем не лучше крокодилов, которые щёлкают пастью в реке в ожидании обеда.
Когда-то Бруно Маттеи работал в паре с режиссёром и сценаристом Клаудио Фрагассо, но потом их дороги разошлись. Зато он стал активно сотрудничать с Майком Монти (1936 – 2006), американцем, который уехал сначала в Италию, а потом на Филиппины, где осел и стал сниматься в местном кино и на телевидении. Монти хорошо знал как традиции, так и культуру филиппинцев, а потому наполнил сценарий мистического хоррора Бруно Маттеи «Гробница» (2006) местной экзотикой. Наверняка он оказал влияние и на «Женскую тюрьму», которая резко отличается от всех других итальянских wip-фильмов необыкновенно депрессивным действием и представлением власть предержащих как садистов. Тем более Монти сыграл тут эпизодическую роль старика в инвалидной коляске, по приказу которого одну из девушек пытают змеёй (!)
Именно явный мизантропический подтекст ленты старины Бруно не позволяет уложить её в прокрустово ложе wip-фильмов, во всяком случае, европейской школы. Ведь они никогда не отличались психологической жестокостью. По сути, этот жанр всегда эксплуатировал женскую наготу и выполнял такую же функцию, что и традиционная эротика. Американские же работы, где эротики было не так много, были скорее боевиками girls with gun, но и там эксплуатировалась «клубничка».
Дикое, варварское полотно, близкое по стилистике к жестоким азиатским тюремным фильмам. Бруно Маттеи на закате своей карьеры удалось снять представитель вымершего жанра, который резко отличается от большинства своих собратьев
«Женская тюрьма: ад для женщин» – дикое, варварское полотно, близкое по стилистике к жестоким азиатским тюремным фильмам, не только к «Жертвам войны», но и «Человеку за солнцем» (1988). Бруно Маттеи на закате своей карьеры удалось снять представитель вымершего жанра, который резко отличается от большинства своих собратьев. Имея очень ограниченный бюджет, постановщик умудрился создать реалистичные сцены насилия, украсить динамикой, наполнить отчаянием и чуть ли не пропагандой мизантропической мысли, что человек ничем не лучше зверя, а даже хуже, ибо крокодилы не нападают друг на друга.
Для итальянского кино эта тема была не нова, поскольку ещё в «Аде каннибалов» Руджеро Деодато разоблачал лицемерие цивилизованного общества, показывая, что каннибалы не те, что в лесах, а те, кто считает себя просвещённым классом. Бруно Маттеи снял, пожалуй, ещё более мрачную версию, конечно, несопоставимую по художественным достоинствам с культовой картиной Деодато.
Смотреть эту ленту можно лишь на свой страх и риск, поскольку режиссёр идёт гораздо дальше показа реалистичного насилия – в сторону психологического ужаса, констатации факта, что человек – это зверь, а власть лишь пробуждает в нём животное, которое резвится и получает удовольствие от своей безнаказанности. Пожалуй, только Пьер Паоло Пазолини и Альберто Кавалоне создавали столь же мизантропические проекты, проникнутые полным разочарованием в человеческой природе. Даже Руджеро Деодато видел свет в конце тоннеля и связывал спасение с признанием того факта, что современный человек и есть настоящий каннибал.