Географ глобус пропил, 2013, Александр Велединский, заметка
Виктория Горбенко о красоте по-уральски и герое который нам нужен.
Пропылившись более десятка лет, роман пермского писателя с незамысловатой фамилией Иванов внезапно заинтересовал киношную братию. И вот уже сценарист «Бригады» Александр Велединский, заполучив на главную роль весьма для нее органичного Хабенского, снимает свою версию похождений незадачливого аспиранта-биолога Вити Служкина, волею судьбы и кризиса рынка труда отправившегося в среднюю школу учить детей географии. Действие при этом переносится в современное десятилетие. Одновременно полки книжных магазинов заваливают экземплярами всех романов Иванова, которых еще несколько лет назад не сыскать было днем с огнем. По всей видимости, это успех.
Если искать Служкину прототип, то будет это не Печорин и не Макаров, а нелепый идиотик, князь Мышкин, чистый помыслами, любимый детьми, аки сам Христос
Интересно тут, почему именно Служкин и почему именно сейчас. Оригинальный персонаж книги мыкался по жизни в смутные 90-е, как мыкались тогда многие не сумевшие приспособиться к прелестям продажной рыночной экономики. Времена изменились: по Уралу рассекают новенькие Гетцы, а у детишек в кумирах Микки-Маус и Гарри Поттер. Времена изменились, а герой остался прежним, будто спрятался за дерматиновой дверью в своей старой, совкового вида квартире. Не эпоха его отринула, а он сам отринул социум вообще, не привязанный ни к какому временному отрезку.
Если искать Служкину прототип, то будет это не Печорин и не Макаров, а нелепый идиотик, князь Мышкин, чистый помыслами, любимый детьми, аки сам Христос. Именно к такой святости стремится наш географ, не замечая, что уже достиг цели. Наверное, именно сейчас нужен такой герой, противопоставленный недавно оэкранному минаевскому топ-менеджеру. Герой, который лучше напьется, чем сделает гадость. Тот, что ценит у него имеющееся без мимолетных украшательств вещами и должностями, что способен восхищаться суровой красотой родного края. Тот, который умеет просто и мудро жить. Так, как нам самим, может, и хотелось бы, но как жить мы вряд ли станем.
AlteraPars: рецензия Добрыни Никитича