Далласский клуб покупателей (Dallas Buyers Club), 2013, Жан-Марк Валле, заметка
Иоахим Штерн записывает “Далласский клуб покупателей в учебник истории кино.
Восьмидесятые, Техас. Электрик Рон Вудруф прожигает свою жизнь с помощью родео, алкоголя, наркотиков и беспорядочных половых связей. В один не слишком прекрасный день Вудруф узнает о том, что у него СПИД, и значит, он умрет. Вчерашние друзья-реднеки отворачиваются от бедолаги, подозревая в нем гомосексуалиста, оставшиеся дни медленно утекают сквозь пальцы, но Вудруф не сдается и объявляет войну болезни, американским законам и собственной гомофобии.
Очередная дельная работа канадца Валле (до сих пор известного не слишком широко даже в узких кругах) неслучайно оказалась выстрелом в оскаровское яблочко — академики, как известно, любят байопики, социальную проблематику и гомосексуализм. Интереснее то, что режиссеру удалось снять на этом материале действительно стоящий фильм, который, конечно, войдет в учебники по истории кино. Хотя бы потому, что именно здесь Мэттью МакКонахи сыграл этапную для своей карьеры роль, окончательно утвердившую его в качестве большого голливудского актера.
МакКонахи без лишней патетики играет героя поневоле, Лето обыкновенно убедительно изображает обыкновенно запредельного персонажа, все это сдобрено аутентичной атмосферой американской глубинки и по-хорошему старомодной постановкой. Валле говорит о важном и громком нарочито тихо, почти шепотом, и это идет фильму на пользу — в «Далласком клубе» нет ни излишнего сентиментализма, ни пафосных обобщений. Есть лишь история человека, который делал, что должно, и сумел выторговать у судьбы смысл своей неказистой, короткой и довольно дурацкой жизни.