Делай это по-свински!
Свинка Пеппа (Peppa Pig), 2004, Марк Бэйкер
Дмитрий Котов исследует феномен “Свинки Пеппы”.
До появления “Бибигона” и “Карусели” детское телевидение в России находилось в полумертвом состоянии. В 2006 году студия “Мельница” снесла золотое яйцо, из которого вылупился добрый, но умственно неполноценный Лунтик, причем, по неподтвержденной инсайдерской информации, ВГТРК вложила в проект баснословную сумму денег. Взрывное появление в 2009 году “Маши и Медведя” раскололо сообщество онажматерей России на два противоборствующих лагеря, потому как устойчивый запашок садомазохизма, исходящий от похождений избалованной хулиганки и покорного увальня, не учуять нельзя. К “Смешарикам” вроде как претензий меньше всего, но и тут найдутся свои хулители. Так или иначе, имея неоднозначную ситуацию в отечественной детской анимации, искать соринки в чужих глазах было бы неэтично. Однако безумный маховик “Карусели” уже раскручен, сегодняшним спиногрызам предоставлен широкий выбор отечественного и импортного продукта, и это значит, что зоркое око онажматери должно быть еще зорче, ведь отличить полезное от опасного бывает довольно сложно.
“Свинка Пеппа”, рецензия
Британский мультсериал “Свинка Пеппа”, запущенный в 2004 году на “Channel 5” и состоящий из пятиминутных эпизодов, рассказывает о веселой жизни поросячьего семейства и их многочисленных друзей. Они путешествуют, ходят в гости, устраивают пикники, предаются разнообразным развлечениям и культурно просвещаются. Создателями допущен классический парадокс избирательной антропоморфности животных. В то время как большинство персонажей (свиньи, кролики, собаки, овцы и т. д.) наделены человеческими чертами и поведением, утки, ежи и рыбы, например, не разговаривают и мыслят своими утиными, ежовыми и рыбьими мозгами соответственно. Это не так бросается в глаза, как в случае с Микки-Маусом и Плуто, однако обращение “миссис Утка” к крякающей штуковине с клювом выглядит в контексте мультфильма странновато. К рисовке тоже есть много вопросов. Если свиней еще можно идентифицировать по пятачку, а кроликов — по длинным ушам, то остальные смоделированы так паршиво, что выглядят невиданными зверушками с неведанных дорожек. Почтальон Зебра похож на полосатое пасхальное яйцо, а пони Педро — на очкастую собаку со снопом в заднице. Сама Пеппа похожа на мошонку, а папа Свин – на волосатую мошонку. Честно говоря, я не знаю, как с этим жить, потому что каждый раз, переключая на детский телеканал, боюсь в очередной раз увидеть говорящий розовый член.
Впрочем, говорящие гениталии — еще не самое страшное. Морально-нравственная сторона вопроса тоже не так проста, как может показаться. Мультфильм пропагандирует семейные ценности и вроде как должен развивать у малыша навыки общения и жизни в социуме. И правда, герои много времени проводят в кругу семьи и близких, посещают музеи и театры, отдыхают на природе, всегда оставаясь дружелюбными и приветливыми. Однако при внимательном просмотре нескольких эпизодов можно заметить, что в сериале практически отсутствует грань между добром и злом, он не учит ребенка отличать хорошее от плохого. Когда дети озорничают и позволяют себе сомнительные с точки зрения этики поступки, это никогда не влечет за собой никаких последствий. Любое поведение ребенка преподносится как объективная данность, даже если он ведет себя по-свински во всех смыслах этого слова. Когда полицейский спешит за Пеппой и ее семьей, чтобы вернуть ребенку забытую игрушку, свинка просто смеется. Ни она, ни ее папа-член, то бишь свин, не догадываются сказать спасибо. Юный зритель не узнает ничего об элементарной вежливости и будет ожидать помощи от окружающих как нечто, само собой разумеющееся. Отставшая от экскурсионного автобуса воспитательница вместе с нерадивым пони Педро, который постоянно создает неприятности другим детям, совершает гениальный в своей дерзости поступок. “Мистер Кролик! Я учитель, мне нужна ваша машина!”. С этими словами мадам Газель угоняет у мистера Кролика автомобиль и, посадив в него Педро, спешит за автобусом. Рогатая нагло отжала у директора музея тачку! И это сошло ей с рук, Карл!
Могло быть хуже, скажете вы? И правда. Если англичанка Пеппа встретится с русской Машей, у Медведя на ужин будет шашлык.
Отдельная тема — это свиньи и грязь. Неоднократно Пеппа залезает в грязную лужу, прыгает в ней и смеется. Разумеется, такое поведение поощряется окружающими. Что хорошо для свиньи, по умолчанию хорошо и для человека, намекают нам авторы мультика. Вообще, большинство серий оканчивается ситуацией, когда абсолютно все внезапно падают на землю и начинают громко ржать, дрыгая конечностями. Даже самый посредственный психолог вам твердо скажет, что маленькие дети во всем подражают героям мультфильмов, которые смотрят. Интернет уже наполняется возмущенными отзывами мамочек, ведь из-за веселой свинки у них заметно добавилось стирки.
Безусловно, ребенок может почерпнуть из мультфильма полезную информацию об устройстве окружающего мира: чем парусник отличается от катамарана, как летает самолет, как склеить разбитый фарфоровый чайник, чем хорош отпуск и многое другое. Однако вырастить из ребенка избалованного социопата “Свинка Пеппа” тоже в состоянии. Несмотря на дружелюбную атмосферу и добрый посыл, незначительные на первый взгляд детали могут быть опасны для формирующейся маленькой личности, как битые стекла в пляжном песке. Примечательно, что в одной из серий Пеппа учит прыгать в грязи… саму Королеву! Правда, предупредительно советует ей надеть сапоги. Наверное, именно так выглядит пресловутая Anarchy in the U.K.
Могло быть хуже, скажете вы? И правда. Если англичанка Пеппа встретится с русской Машей, у Медведя на ужин будет шашлык.