//“Ужасы блэк-метала”. Рецензия на “Властелинов хаоса” Йонаса Окерлунда

“Ужасы блэк-метала”. Рецензия на “Властелинов хаоса” Йонаса Окерлунда

Ужасы блэк-метала

Властелины хаоса (Lords of Chaos), 2018, Йонас Окерлунд

Андрей Волков рецензирует картину, посвященную убийству лидера Mayhem

Для Скандинавии блэк-метал такой же привычный музыкальный жанр, как для Запада хард-рок. Он давно вышел из подполья, альбомы таких групп попадают в чарты, а некоторые команды даже собирают стадионы. Идеология блэк-метала, основанная на сатанизме и индивидуализме, ныне никого уже не пугает, а криминальное поведение музыкантов осталось в прошлом.

Mayhem, об убийстве лидера которой повествует фильм Йонаса Окерлунда, была одной из первых блэк-металических групп Скандинавии. Помимо претензии на статус основоположника, она также прославилась самоубийством их вокалиста Деда, а также убийством соло-гитариста Евронимуса. Свидетелей этого преступления не было, а убийца Варг Викернес всегда утверждал, что Евронимус напал на него, и это была самооборона. Но также бытует версия что Варг и Евронимус не поделили место лидера в «чёрном круге», куда входили участники блэк-металических групп Норвегии. Понятно, что эта точка зрения наиболее предпочтительна для кинематографа, где требуется создать конфликт.

Личность Варга Викернеса, музыканта Burzum, изображена исключительно в чёрных красках, так что неудивительно, что сам Варг весьма неодобрительно отнёсся к фильму. Помимо намерения убить Евронимуса, он также отрицал и свою принадлежность к сатанизму. Но в планы режиссёра не входило разбираться в мировоззрении Викернеса.

Кадр из фильма “Властелины хаоса”

Варг Викернес отсидел 16 лет за поджоги церквей и убийство Евронимуса и ныне живёт во Франции вместе с женой Мари Каше. Он закрыл Burzum, но занятия музыкой не бросил, выпуская композиции в духе средневекового фолка. Писал он музыку и в тюрьме, не имея ничего, кроме синтезатора, также известен как один из тех, кому норвежский террорист Андреас Брейвик отправил свой манифест. Несмотря на принадлежность Варга к «белому» нацизму, он отговаривал Брейвика от совершения теракта. В интервью и документальных видео он предстаёт совсем не мрачным, а скорее интеллигентным и доброжелательным. Это лишний раз свидетельствует, что душа человека слишком сложна, и его личность нельзя описать теми поступками, которые он совершает. Ведь и великий поэт Франсуа Вийон тоже был убийцей.

Йонас Окерлунд, известный шведский клипмейкер, в основном работающий с Rammstein. Когда-то давно он был барабанщиком одной из первых блэк-групп Bathory, а также является другом Эрика Даниелссона, лидера Watain. Окерлунд, безусловно, знает, что такое блэк-метал и лично знаком со многими пионерами жанра в Швеции, поэтому он не ставил целью очернить этот стиль и представить его как что-то ужасное, от чего надо бежать с криками «а-а-а». Если Варг, по понятным причинам, не одобрил его работу, то Эрик Даниелссон и Нергал, лидер Behemoth, отнеслись с симпатией. Окерлунд не был непосредственным участником тех событий и вполне мог не знать ни Варга, ни Евронимуса, хотя бы потому что жил в другой стране. Но законы кино таковы, что нужны и злодей, и жертва.

Фильм Йонаса Окерлунда интересен тем, что воспроизводит вечный спор в среде блэк-метала что является тру. Далеко не все довольны коммерциализацией музыки, а немало блэк-метал групп до сих не дают концертов. Варг Викернес никогда не играл свою музыку вживую, хотя и не утверждал, как в фильме, что это не тру. Mayhem, напротив, всегда выступала. Евронимус безусловно разделял сатанинскую философию, но не считал, что блэк-метал должен быть в гетто. Ради пиара он помещал фотографию мёртвого Деда на обложку альбома, стремился привлечь внимание к музыке посредством скандальных акций, вроде поджога церквей. Безусловно, это не всем нравилось, вот и экранный Варг был из тех, кто считал, что блэк-метал не должен становиться коммерческим жанром, как весь остальной рок. В фильме конфликт между Викернесом и Евронимусом лежит, прежде всего, в этой сфере. Они занимаются одним делом, но по-разному воспринимают его. Широко трактуя, фильм Окерлунда вообще можно воспринять как повествование об искренности протеста в мире денег, о чём писал и Ги Дебор в «Обществе спектакля». Рок-музыка развивалась таким образом, что каждый новый жанр отрицал предыдущий именно из-за коммерциализации протеста. Но очевидно, что это неизбежно, и даже экранный Варг, несмотря на свою философию тру-блэк-металиста, быстро стал идолом и рок-легендой. Burzum прославилась на весь мир благодаря суду над основателем, книгам и документальным фильмам, посвящённым убийству Евронимуса. Тоже самое касается и Mayhem. Эта группа по сей день остаётся одним из лидеров скандинавского блэк-метала и активно гастролирует по всему миру.

Фильм Йонаса Окерлунда рассказывает об убийстве лидера Mayhem и скандинавском блэк-метале. Картина интересна тем, что воспроизводит вечный спор в среде блэк-метала – что является тру и допустима ли коммерциализация этой музыки

Первые блэк-металисты, может, и могли вести себя как ранние панки, живя по принципу отрицания всего и демонстрируя асоциальное поведение, но вот последующее поколение блэк-металистов стало считать именно такой образ жизни не тру. Эрик Даниелссон неоднократно заявлял, что считает поджоги церквей делом бессмысленным, ибо христианство от этого не только не страдает, а наоборот укрепляется. Также и группа Marduk не видела в этом ничего привлекательного. А иные популярные команды и вовсе индифферентны к идеологии. Ныне блэк-метал – это, прежде всего, музыка, которая привлекает не только тех, кто разделяет философию, её породившую.

Интересно, что Йонас Окерлунд пригласил на роль Евронимуса Рори Калкина. Его типаж таков, что персонажу поневоле начнёшь симпатизировать, что, видимо, и задумывал режиссёр, поскольку зритель, особенно тот, кто ничего не знает о блэк-метале, безусловно, будет на стороне Евронимуса, поскольку его желание играть новую музыку и зарабатывать на этом предпочтительнее фанатизма Варга. Он изображён режиссёром во многом как животное, ведь если Евронимус живёт с девушкой и не скрывает своих чувств к ней, то Викернес живёт скотской жизнью, что, возможно, больше всего могло задеть реального Варга, который уже много лет в браке с Мари Каше, с которой познакомился, когда сидел в тюрьме. Йонас Окерлунд не слишком углубляется в психологию героев, изображая их в соответствии с тем имиджем, который за ними сложился. Но очевидно, что Евронимус тоже не был ангелом, поскольку угрожал не только Варгу (с его слов), но и другим музыкантам, которые были недостаточно тру с его точки зрения.

Тем не менее, для неофита фильм Окерлунда просто кладезь знаний по поводу внешней стороны блэк-метала, а именно корпспейнта, который ввёл в моду именно Дед, имитируя так лица трупов, скрима как вокального приёма, тремоло и бласт-битов, составляющих главный музыкальный маркер жанра. Собственно, именно на неискушённую публику работа Окерлунда и рассчитана. Фанаты же блэк-метала наверняка будут мысленно спорить с режиссёром по поводу отображения более важных, идеологических вещей, и вообще тех причин, которые приводят людей к этой музыке. Режиссёр не делает различий между сатанизмом ЛаВея, который исповедуют большинство блэк-металистов, и непосредственно верой в рогатого, которую прямо отрицают практически все известные музыканты этого стиля. Также автор изображает блэк-метал как некий протест детей против мира взрослых, подобно как у Жана Виго в «Ноль за поведение» шалости воспитанников протест против правил поведения в колледже. Он почти не касается того, против чего направлен протест блэк-метала – не столько против христианства, сколько против всех религий вообще, а также против политических систем, указывающих людям, как им жить. В этом смысле сатана – это образ отрицания того привычного существования в мире, где человек – это песчинка и никому неинтересен, а бог и царь тот фатум, который вечно довлеет над свободой людей.

В итоге у Окерлунда получился симпатичный триллер о самом известном преступлении, связанном с блэк-металом. Это тот редкий фильм, где блэк-металисты не выставлены злодеями (кроме Варга), а показаны со вниманием к их внутреннему миру. И лучшее, что этот фильм способен принести зрителю, это желание самому познакомиться с музыкой блэк-метала и взглядами его сторонников, чтобы понять, что не всё так просто, как может показаться из работы шведского автора, а люди только в кино чётко делятся на добрых и злых.

Facebook
Хронология: 2010-е 2018 | | География: Европа Скандинавия
Автор: |2019-04-08T00:32:59+03:009 Апрель, 2019, 10:52|Рубрики: Рецензии|Теги: , , |
Андрей Волков
Житель города-героя Тулы, вооруженный крепкими нервами и исследовательским интересом относительно глубин киноавангарда. Любит Ингмара Бергмана и неформатные хорроры. Термист по профессии и знает, из чего куётся хорошее кино – а плохое принципиально не смотрит, жизнь для него слишком коротка.
Сайт использует куки и сторонние сервисы. Если вы продолжите чтение, мы будем считать, что вас это устраивает Ok