Питер. Лето. Любовь, 2013, Андрей Хвостов, заметка

Виктория Горбенко о картонных персонажах и картонном Питере.

Молодому англичанину Эллиоту надоело быть хореографом, и он приезжает в Петербург в надежде устроиться на работу преподавателем своего же родного языка. Однако оказывается, что его знание грамматики недостаточно хорошо для этих странных русских. От безысходности Эллиот напрашивается в гости к неожиданно обнаруженному сводному брату Федору, получает паек и койку, а в качестве благодарности влюбляется в девушку того самого брата Аню. Федор же не находит ничего лучшего, чем попросить вновь испеченного родственника помочь Анне с постановкой танцевального номера для вступительных экзаменов в театральный институт. И сам бы рад, говорит, но режимная съемка важнее. Собственно, так и будет продолжаться весь фильм: двое пляшут и опаздывают «на мосты», третий злится и мучается бессонницей.

Фильм так и хочется поставить в один ряд с «Питером FM» Оксаны Бычковой или «Прогулкой» Алексея Учителя. К сожалению, детищу Хвостова не хватило глянцевой лиричности первого и взбалмошности второго.

Рассказанная дебютантом Андреем Хвостовым история крайне проста как по содержанию, так и по исполнению. Несомненно, это независимое, снятое на свои деньги кино обладает определенным шармом. Актеры играют здесь на голом энтузиазме и радуют нерастиражированностью своих лиц. Но вот драматургия хромает на все конечности, вместо того, чтобы закружить зрителя в ритме испанского танго. Впрочем, как раз клиповая нарезка разученного Аней танца и его репетиций вполне себе удалась. Фильм так и хочется поставить в один ряд с «Питером FM» Оксаны Бычковой или «Прогулкой» Алексея Учителя. К сожалению, детищу Хвостова не хватило глянцевой лиричности первого и взбалмошности второго. Вместо этого кадр наполнился расфокусированными голубями и прочими размытиями по Гауссу. Кто-то сказал, что для успешности постановки на сцену нужно выпустить ребенка или собачку. Но режиссер «Питера…» решил, что можно еще красиво снять красивый город. И понеслась: рыбаки попивают водочку на набережной Крюкова канала, выстрелы петропавловской пушки знаменуют начало репетиций, уличный музыкант играет что-то крайне слезливое ранним утром на Дворцовой. Мосты ожидаемо разводят, и каждый уважающий себя турист, найдя в ночи «Белочку» на Думской, просто обязан проснуться в кустах Петергофа. За неимением чего-то сверх, приходится вглядываться в каждый уголок ставшего полноправным участником событий города, что, на самом деле, вполне приятно. Другое дело, что Питер здесь такой же картонный, как и прочие герои. А ведь что стоило режиссеру отойти немного в сторону от парадных улиц и площадей и хотя бы украдкой заглянуть в настоящее сердце Северной столицы. Дать больше крыш (а не только как вид из окна), больше уличного театра, больше динамики, в конце концов. Глядишь, и банальнейший любовный треугольник преобразовался бы в какую-то оригинальную фигуру. Не поймите превратно, после апрельских снегопадов очень даже неплохо окунуться с головой в незатейливый летний романчик и побродить по зеленым аллеям Летнего сада, но от молодых режиссеров ждешь свежего взгляда, изобретательности и внезапности, а не обзорных экскурсий по набившим оскомину достопримечательностям.

Виктория Горбенко