////Old fashioned: “Бригада смерти” Макса Пекаса

Old fashioned: “Бригада смерти” Макса Пекаса

Жестокий eurocrime

Бригада смерти (Brigade des moeurs), Макс Пекас, 1985

Андрей Волков – о французском еврокрайме 1985 года

Жанр eurocrime в основном ассоциируется с итальянским кино 1970-х гг., но такие фильмы снимали не только в Италии. От американских криминальных триллеров европейские собратья отличаются большим уровнем насилия и размытостью границ добра и зла, как в кино нуар. Здесь полицейские не менее жестоки, чем бандиты, а сюжеты часто содержали шокирующие сцены.

«Бригада смерти» – это французский образчик жанра, отнюдь не лучший в своём роде, но достаточно любопытный. Он был снят Максом Пекасом (1925 – 2003), который когда-то был ассистентом известного французского мастера криминального кино Жака Дароя, но как постановщик предпочёл пойти особым путём. В основном он известен по своим эротическим фильмам, которые снимал на протяжении всей жизни, но также Пекас не брезговал и софт-порно, благо в 1970-е гг. был расцвет этого направления, если можно так выразиться.

«Бригада смерти» – один из немногих фильмов Макса Пекаса, который не относится к эротике и, возможно, одна из его лучших работ. В те годы в триллерах только стали появляться прежде запретные темы, например среда гомосексуалов («Разыскивающий» (1980)) или детская проституция («Запретная тема» (1989)). Вот и фильм Пекаса находится где-то между ними, поскольку повествует об убийстве проституток-транссексуалов, чьи изуродованные тела режиссёр без прикрас показывает в морге. За расследование берётся инспектор Жерар Латтуаде, которому надлежит обойти немало злачных мест в поисках убийц.

Кадр из фильма “Бригада смерти”

Поначалу лента развивается в русле детектива, однако расследование преступлений не то, ради чего Макс Пекас прервал съёмки порнофильмов. Довольно быстро картина превращается в жестокий eurocrime, где инспектору придётся сражаться как с боссом порноиндустрии Греком, так и с маньяком-гомосексуалом, которого тот нанял для убийства сестры Латтуаде. Это совершенно отмороженный тип, садист, который объявляет войну как мафии, так и полиции. А инспектор не гнушается сам нарушать закон, поскольку у него свой, особый кодекс чести.

Постановщик удачно соединил eurocrime и триллеры о мести, наполнив фильм нескончаемым действием. Инспектор по своей морали не слишком отличается от бандитов, поскольку закон ставит на службу личной вендетте. Режиссёр, безусловно, не задаётся моральными аспектами истории, поскольку размышления на тему правомерности мести – последнее, чему он хотел бы предаваться. Он снимал жестокий и напряжённый криминальный триллер на тему порноиндустрии, хорошо ему знакомую, поэтому вывел в качестве второстепенных типажей немало извращенцев, концентрация которых в первой половине отпугнёт многих зрителей. С другой стороны, возможно именно такие триллеры не для всех послужили мостиком к шокирующему творчеству Гаспара Ноэ, фильмы которого также всегда затрагивали насилие и порнографию.

Самой известной актрисой неординарной постановки Макса Пекаса стала Бриджит Лаэ, исправно трудившаяся как в adult cinema, так и в фильмах знаменитых режиссёров – Жан-Жак Бенекс, Анри Верней и Жерар Ури. Остальные актёры не приобрели широкой известности, хотя исполняют свои роли убедительно. К достоинствам фильма также стоит отнести и реалистичный фон, на котором разворачивается история мести – постановщик, будучи выходцем из adult cinema, прекрасно знает, как можно ярко и выпукло изобразить среду городского дна, на которое вынужден опуститься инспектор, дабы покончить с преступностью. Его методы лежат за рамками закона, хотя и злодеи лишены человеческих качеств, представая ордой садистов и извращенцев, которые или сами вершат насилие, или же занимаются «грязным» бизнесом, как порноделец Грек. Для этих людей не существует ничего святого, так что жестокая месть инспектора, преступившего закон ради своей сестры, воспринимается как кара за грехи.

Ныне этот фильм забыт, а напрасно – он доказывает, что Макс Пекас имел талант постановщика триллеров и криминальных фильмов, жаль только предпочитал снимать голых барышень и вожделеющих их самцов.

Можно, конечно, сказать, что постановщик легализовал полицейское насилие, поскольку в финале методы инспектора не были осуждены, как обычно бывало в американских криминальных картинах 1940-х гг. Но ведь ещё Грязный Гарри отрицал наличие прав у преступников, говоря, что люди, преступившие божьи заповеди, не должны освобождаться в зале суда за деньги или из-за недостаточности улик. Постановщик, очевидно, был согласен с этим, да и зрителю сложно не оправдать инспектора Латтуаде, который убивает мафиози ради очищения города от скверны.

«Бригаду смерти» можно даже воспринять в качестве покаяния самого постановщика, ведь он точно также удовлетворял низменные потребности зрителей, снимая порнографическое кино. Таких фильмов Макс наснимал слишком много, соблазнившись деньгами, которое всегда приносит порно и не всегда «нормальное» кино. А ведь Пекас дебютировал в 1960 году криминальным триллером «Порочный круг», где удачно соединил эстетику нуар, которая увлекала многих европейских режиссёров тех лет, а также саспенс Альфреда Хичкока и традиции криминального кино Жака Дароя, чьим помощником он был до самого конца режиссёрской карьеры мастера.

Самой известной работой Макса Пекаса стала трилогия «Сен-Тропе», о приключениях молодых ребят в этом курортном городе, которая совпала с пиком популярности эротической молодёжной комедии в Канаде и США и стала самой его коммерчески успешной работой. «Бригаду смерти» же порезали во многих странах, лишив наиболее жестоких сцен. Ныне этот фильм забыт, а напрасно – он доказывает, что Макс Пекас имел талант постановщика триллеров и криминальных фильмов, жаль только предпочитал снимать голых барышень и вожделеющих их самцов.

Критиканство
Хронология: 1980-е | | География: Европа Франция
Автор: |2021-02-08T17:36:05+03:009 Февраль, 2021, 11:29|Рубрики: Old Fashioned, Ретроспектива, Рецензии|Теги: |
Андрей Волков
Житель города-героя Тулы, вооруженный крепкими нервами и исследовательским интересом относительно глубин киноавангарда. Любит Ингмара Бергмана и неформатные хорроры. Термист по профессии и знает, из чего куётся хорошее кино – а плохое принципиально не смотрит, жизнь для него слишком коротка.
Сайт использует куки и сторонние сервисы. Если вы продолжите чтение, мы будем считать, что вас это устраивает Ok