Лучшие фильмы 2020 года по версии Ольги Корф: от Хржановского до Финчера
В 2020 году мы не просто забыли на какое-то время о походах в кинотеатры, но и вовсе не могли покинуть свой дом без страха заразиться опасным вирусом и, что хуже, передать его своим родным. Вместе с тем, вторая декада XXI столетия открыла для нас удобные онлайн-кинотеатры, новые интересные приемы в кинематографе, которые стали доступны исключительно на интернет-платформах.
Сначала казалось, что в рейтинге любимых фильмов этого года едва ли наберется десяток лент, но потом вспомнилось куда больше картин, достойных внимания. Мое личное кинооткрытие 2020 — в этот год многие режиссеры обратились к прошлому. Они старались переосмыслить опыт минувших лет, рассказать о том, что действительно важно.
Это близость родственных связей (Финчер снял «Манка» по сценарию своего отца, и множество наград взяла драма «Отец» о событиях вымышленных, но о вполне реальной проблеме старческой деменции). Много фильмов было о смелости: оставить все блага общества потребления и начать жизнь сначала («Земля кочевников»), уйти от нелюбимого мужчины и неподходящей работы во имя развития своего таланта («Мой год в Нью-Йорке»), спасти детей под угрозой смерти во время оккупации («Сопротивление»), выдумать язык, чтобы выжить в концлагере («Уроки фарси»), публично отстоять свои взгляды («Суд над чикагской семеркой»), снять репортаж об экологической катастрофе в Японии («Великий») и наказать насильника за то, что сломал жизнь подруге («Девушка, подающая надежды»).
Перейдем к коротким рецензиям на мою личную двадцатку любимых фильмов 2020 года:
20. «Дау»
Масштабный проект-лабиринт Ильи Хржановского, хронометраж которого насчитывает 700 часов. Это биографическая драма о жизни советского физика Льва Ландау. Фильм состоит из эпизодов, основанных на ролевой игре или поставленных как иммерсивный театр. Зритель подглядывает за непрофессиональными актерами, которые по-настоящему проживают жизнь советского человека (режиссер создал целый город и снимал актеров в течение четырех лет). Проект построен как совмещение вымышленного и подлинного. Так, например, ученые в жизни — это ученые и в кадре. Мир «Дау» интересен тем, что зритель никогда не узнает, где игра, навязанная сценарием, а где — импровизация, основанная сугубо на желании актеров.
19. «Никогда, редко, иногда, всегда»
Большое кино о правах женщины на свое тело. Это путешествие в Нью-Йорк двух сестер, одна из которых решает сделать аборт. В этом кино-высказывании с помощью простых художественных приемов говорится о первой ошибке и первом сложном решении юности. О том, что всегда должен быть шанс все исправить и самостоятельно выбрать свою дорогу жизни.
18. «Зависнуть в Палм-Спрингс»
Очередная вариация на тему дня сурка. Событие, которое главные герои должны ежедневно проживать заново, чужая свадьба, на которой Найлс и Сара не очень-то жаждут присутствовать. Зато можно воспользоваться своим положением и творить все, что душе угодно.
Кинематографический трюк с петлей времени — довольно избитый прием. Тем не менее, эта шаблонная форма — способ сказать нечто новое о современном поколении, выросшем в обществе потребления. Мы вечно недовольны тем, что нас окружает. Но мы сами создаем эту иллюзию, и лишь волевое усилие поможет вырваться из пещеры, запускающей заново один и тот же день.
17. «Эмма»
Новая экранизация романа Джейн Остин с тонким английским чувством юмора и идеально подходящей на главную роль Аней Тейлор-Джой. Лоскутный кинотекст «Эммы» состоит из сцен, героев из сразу нескольких романов писательницы. В сюжет филигранно вплетаются вспышки из «Гордости и предубеждения» и «Чувств и чувствительности». Зрителю, погруженному в остиновский мир, понравится следить за этими отсылками. Тем, кто не так погружен в контекст, будет просто смешно и как-то тепло от этой доброй комедии по мотивам романов «Первой леди» английской литературы.
16. «Аферистка»
Стильное сатирическое кино без положительных персонажей, но зато с прекрасной Розамунд Пайк в главной роли. Ее героиня Марла Грейсон — настоящая акула без стыда и совести, которая проворачивает аферы с богатенькими стариками и старушками. Будучи опекуном, которого суд назначает пожилым людям по решению медицинской экспертизы, она быстро распродает имущество бедных стариков, накаченных седативами, на оплату своих «услуг».
Но даже Марла с «острыми зубками» способна на ошибку: она решила облапошить не ту старушку. Теперь Марла вынуждена иметь дело с таким же плохим человеком, как и она сама. Сущее удовольствие наблюдать за битвой хитрости, аморальности и смекалки. И в этой схватке сильная хищница в желтом брючном костюме уж точно сможет постоять за себя.
Рецензию читайте здесь.
15. «Ещё по одной»
Философская история о том, что такое счастье. Поможет ли рюмка алкоголя сделать успешную карьеру, стать хорошим мужем и радоваться каждому дню? Это пытаются выяснить 4 школьных учителя из небольшого городка в Дании. Один из героев делится с друзьями теорией норвежского философа и психотерапевта — Финна Скэрдеруда. Согласно его исследованию, человеку не хватает 0,5 промилле в крови для того, чтобы стать эффективным, творческим и счастливым. Дальнейшее развитие событий — эксперимент учителей. Фильм об отчаянии и слабости с простой моралью, но не лишенный своей прелести.
14. «Мой год в Нью-Йорке»
Симпатичная экранизация автобиографического романа Джоанны Ракофф «Мой год Сэлинджера». Джоанн мечтает стать писательницей, но вынуждена скрывать свой талант для того, чтобы успешно работать ассистенткой в нью-йоркском литературном агентстве. Один из важнейших клиентов агентства — затворник Дж. Д. Сэлинджер. Личная жизнь, карьера — все меняется благодаря голосу в телефонной трубке того самого автора «Над пропастью во ржи». Это теплая история о риске начать все сначала, о любви к книгам и необходимости следовать своему предназначению.
13. «Игры шпионов»
Фильм о людях, которые оставили след в истории. Главные герои — британский бизнесмен и советский информатор. На их плечах лежит труднейшая задача: они должны положить конец Карибскому кризису во время Холодной войны. Несмотря на обилие милых стереотипов и штампов о советском обществе, а также трюков в духе шпионских триллеров, есть в фильме и нечто более глубокое — те дружеские отношения, которые завязываются между двумя героями. Каково им скрывать свою жизнь от семей и постоянно рисковать? Этот психологизм, показанный в ленте, пожалуй, лучшая часть всей истории.
12. «Девушка, подающая надежды»
Политическое высказывание в духе движения #MeToo под струнную версию “Toxic” Бритни Спирс. В центре сюжета — гламурная история о коллективной вине и мести с Кэри Маллиган в главной роли. Она борется с мужчинами, которые привыкли не считаться с личными границами женщин и не считают насилие над пьяной девушкой плохим поступком. Однако помимо этих злодеев в ее списке есть вполне конкретные 4 всадника Апокалипсиса, которых нужно наказать за гибель подруги.
Увлекательно наблюдать за путешествием этой блондинки, которая ни перед чем не остановится.
11. «Сопротивление»
Военная драма, основанная на реальных событиях, о миме Марселе Марсо, который решился переправить детей-сирот еврейского происхождения в Швейцарию. Вторая Мировая война в ленте — страшный фон. В фильме нет батальных сцен, но есть много героизма в тылу и жестокости нацистов. В плане формы работа режиссера Хонатана Якубовича — вполне каноническая. Однако это не исключает того, что «Сопротивление» — интересная история о становлении величайшего артиста, который развил свой талант в страшных обстоятельствах и совершил настоящий подвиг.
10. «Душа»
Мультфильм-джазовая импровизация о счастье в мелочах, смерти, предназначении и смысле жизни от Pixar в духе других «взрослых» анимаций «Головоломки» и «Вверх». Джо Гарднер — мечтательный афроамериканец из Нью-Йорка, талантливый, но нереализованный музыкант. Он хотел играть в крутом джаз-бенде, но все, чего удалось добиться — работа школьного учителя музыки на полставки. Одним днем его жизнь резко обрывается, он попадает в загробный мир, и вот тут-то и начинаются его приключения. Напарником становится Душа 22, которая никак не желает рождаться. Фильм-антитеза безмерной жажды жизни и неготовности ее прожить.
9. «Великий»
Сюжет для сознательных с Джонни Деппом в главных ролях. В берете и с седой бородой он играет военного фотографа Юджина Смита.
В красной комнате Смит проявляет пленку. С фотоаппаратом в руках и сигаретой во рту герой готовит репортаж об отравлении ртутью бухты города Минамата, в Японии. Эта катастрофа привела к серьезным болезням жителей.
Со свойственной принципиальностью и юношеской дерзостью Смит выполняет свой профессиональный долг, невзирая на проблемы с местной полицией и правительством.
8. «Отец»
Драма, основанная на принципе иммерсивности. У зрителя создается эффект затуманенности сознания, как и у главного героя Энтони (Энтони Хопкинс), страдающего старческой деменцией. Мы вместе с Энтони плутаем в лабиринте его путаных мыслей и на протяжении всей картины пытаемся разобраться в том, кто его настоящая дочь, а кто эти мужчины, которые проникают к нему домой, что происходит на самом деле. Болезнь, показанная глазами пациента, — новаторский прием нарратива в кино, который филигранно реализован в «Отце».
7. «Суд над чикагской семеркой»
Сюжет разворачивается вокруг судебного процесса над семью гражданскими активистами в США с 1968 по 1970 год. Они выступали против войны во Вьетнаме в 1968 году, и этих чудаковатых семерых обвиняли в организации протестов. Это «политическое дело» с несправедливостью, выразительными диалогами, иронией, крепкими идеями, гражданским бунтом и полицейскими дубинками. Хорошее кино от режиссера Аарона Соркина, написавшего сценарий «Социальной сети», с голливудскими суперзвездами, среди которых Эдди Редмэйн, Саша Барон Коэн, Майкл Китон, Джозеф Гордон-Левитт и другие.
6. «Уроки фарси»
Невероятная история о Холокосте с увлекательным сюжетом, в котором еврей обучает немца выдуманному псевдоперсидскому языку.
В кузове едут несколько мужчин еврейской национальности. Характерные кучерявые черные волосы, большие темные глаза, нос… Им уже известно, что везут их на неизбежную смерть. Камера фокусируется на главном герое и его собрате по несчастью. Тот, что покрупнее, просит у Жиля Кремье, бельгийца еврейского происхождения, половинку бутерброда в обмен на раритетную, очевидно, очень дорогую и ценную книгу на фарси. По счастливой случайности этот бартер становится для Жиля спасительным, и он выдает себя за перса. Как нельзя кстати, одному из немецких офицеров Клаусу Коху нужен преподаватель фарси.
Невероятно страшно и интересно наблюдать за тем, как Жиль выдумывает новый язык и каждый раз «выкручивается» из сложных ситуаций в нацистском концлагере. «Персидская кошечка» — как назвал героя его главный антагонист Макс — будто бы получил девять жизней в награду за свою смекалку. Психологизм фильма строится на вопросе: как жить с осознанием того, что он единственный спасается от смерти только благодаря складной лжи? «Уроки фарси» — это интересная история о ценности человеческой жизни, о памяти, об ужасе жестокости и безучастности.
5. «Довод»
Запутанная новинка 2020 года от одного и самых сложных режиссеров современности — Кристофера Нолана. Это фильм-палиндром, который читается одинаково справа-налево и слева-направо, как и русское слово довод или оригинальное название tenet.
Время — основная категория в картине. Оно может идти линейно, то есть из прошлого в будущее, или инвертировано — из будущего в прошлое. Обычный мир переплетается с реальностью, изменяемой опасными врагами, которые хотят уничтожить его с помощью инвертированных агентов и оружия. Продираться сквозь параллельные миры, где все задом-наперед, предстоит в самой сильной концентрации нолановских трюков и приемов.
4. «Земля кочевников»
Роуд-муви о людях, которые потеряли почти все, но обрели свободу, новые знакомства и единение с природой. Из прошлой жизни Ферн (Фрэнсис Макдорманд) остался только дом-фургон, набитый старыми, но дорогими сердцу вещами вроде тарелки — памятной вещи об отце. Да и ту может разбить случайный мужчина, повстречавшийся в пути.
Герои фильма — обычные люди, которые живут каждым моментом в гармонии с природой. «Не откладывай на завтра, живи сегодня» — вот простая мысль, которая будто бы звучит в картине. Не мешало бы почаще вспоминать об этом, хоть на день забыв обо всем материальном во имя собственного счастья. «Земля кочевников» — потрясающая история с понятным посылом и отличной операторской работой.
3. «Фестиваль Рифкина»
Новый фильм из «европейского цикла» Вуди Аллена, который оставил родной Нью-Йорк из-за скандала и снял картину в солнечном испанском Сан-Себастьяне. «Фестиваль Рифкина», или правильнее сказать «фестиваль Аллена», — это путешествие по вариациям на любимые картины режиссера, снятые Бергманом, Феллини, Годаром, Трюффо и другими великими.
Это квинтэссенция синефильства в творчестве Аллена с ноткой ностальгии по шедеврам прошлого, приправленная танатофобией. В декорациях страстного и красивого Сан-Себастьяна, который на время погрузился в мир кино, мы видим все того же героя невротика, слышим те же шутки, джаз и наслаждаемся другими общими местами. Именно за них мы и любим Аллена. И за вечный пессимизм, после которого все равно как-то светло на душе, ведь «Жизнь бессмысленна, но не пуста».
2. «Джентльмены»
Очередная криминальная комедия от Гая Ричи в лучших традициях режиссера. Потрясающий каст, хорошие шутки и вычурные образы тех самых джентльменов, которые хотят продать/купить успешный наркобизнес Микки Пирсона (Мэттью Макконахи) или нажиться на этой истории, рассказав ее таблоиду или киностудии, как Флетчер (герой Хью Гранта).
О том, каким образом в этой гламурной истории замешаны боксеры-реперы, еврей-банкир-гомосексуал и свинья, смотрите в классных «Джентльменах».
1. «Манк»
Фильм-оксюморон, старое доброе черно-белое кино о «золотом веке» Голливуда, вышедшее при этом на ультрасовременной платформе Нетфликс. В центре сюжета — острый на язык продюсер и сценарист Герман Манкевич, он же Манк (в блистательном исполнении Гари Олдмана), который должен за каких-то три месяца написать для Орсона Уэллса великий сценарий того самого «Гражданина Кейна».
«Манк» — это фильм о муках творчества, об аукторисе и его опусе. Это мозаика из разрозненных сценок от встречи с голливудской звездой Мэрион Дэвис до полутрезвого написания сценария под прессом дедлайна. Единый финчеровский шедевр состоит из интертекстуальных отсылок к самому «Гражданину Кейну», к статье Полин Кейл о проблеме авторства в фильме и к старым голливудским зарисовкам. Это картина не только о Манке, но и о переживаниях самого режиссера и, конечно, о его отце.