120 ударов в минуту (120 battements par minute), 2017, Робен Кампийо
Армен Абрамян рецензирует третью режиссерскую работу сценариста Робена Кампийо
Начало 90-х, СПИД – давно уже серьёзная общественная проблема, но её всё ещё умалчивают. Общество ничего не хочет знать об этой заразе, предпочитая считать сей смертельный недуг исключительно пороком извращенцев, наркоманов и прочих разновидностей маргиналов. Активисты группы «Act-Up Paris» стремятся изменить ситуацию, организуя эпатажные акции протеста для привлечения внимания членов того самого общества, которым на них плевать. Их методы неоднозначны, но большинству участников движения терять уже нечего и цель помочь хотя бы тем, кто останется, когда сами они уйдут. Через призму взаимоотношений Натана (новичка в группе) и Шона (одного из её лидеров) и рассказана история «120 ударов в минуту».
Кадр из фильма “120 ударов в минуту”
Третий режиссёрский опыт именитого сценариста Робена Кампийо увенчан мировым триумфом (четыре награды в Каннах, включая Гран-при) и полным признанием во Франции (шесть премий Сезар). Однако вряд ли эту картину ждёт долгая судьба в умах и сердцах следующих поколений любителей кино. И дело не в том, что фильм идёт долго, в нём много и нудно разговаривают, основные персонажи – люди нетрадиционной сексуальной ориентации, хэппи-энда не будет и это ясно с первых кадров. Конечно, важность послания безусловна. Вопросы поставлены правильно. Сквозной гуманизм преподнесён грамотно. Но историчность освещения не преодолена, а публицистичность как стилистический приём поглощает без остатка маломальское кинематографическое начало.
Режиссёру Кампийо не хватило дисциплины, чтобы побороть Кампийо – сценариста
Говорить о «120 ударах» удобнее в аспектах построения газетной статьи или телевизионного репортажа. Это плакат и пропаганда в хорошем смысле этого слова, но не более того. Режиссёру Кампийо не хватило дисциплины, чтобы побороть Кампийо – сценариста. Этой буквальной визуализации сценария недостаёт того, что всегда присутствует в фильмах Лорана Канте – творческого соратника и единомышленника Кампийо. Апогеем их (продолжающегося) сотрудничества стали «Между стен» («Класс» в российском прокате), получившие Пальмовую ветвь в Каннах десять лет назад. Та история обладала куда меньшим кинематографическим потенциалом, чем «120 ударов в минуту», что не помешало ей в итоге обрести настоящую кинематографическую природу. «След» Канте есть и здесь, но лишь в виде старательно исполненных приёмов, не сумевших помочь раскрыть потенциал материала в полной мере, придать его воплощению соразмерный масштаб уровню поднятой проблемы.