////Old fashioned: “Коломбо: Смертельный номер” Харви Харта

Old fashioned: “Коломбо: Смертельный номер” Харви Харта

Поединок магов

Коломбо: Смертельный номер (Columbo: Now You See Him), 1976, Харви Харт

Андрей Волков – о лейтенанте Коломбо и фильме “Смертельный номер”

17 лет назад вышла 69-ая и последняя серия «Коломбо», хотя авторы вполне могли бы продолжать и дальше повествование про лейтенанта лос-анджелесской полиции. Парадоксально, но факт – эти телефильмы совсем не выглядели странно в эпоху спецэффектов и клипового монтажа, а их нарочитая ретро-стилистика была по-своему уютной. В этом сериале никогда не было ни секса, ни насилия, а зло всегда наказывалось по закону. Хотя не про всех убийц можно так сказать – некоторые были вполне симпатичными людьми, совершившими преступление в силу непреодолимых обстоятельств, и Коломбо не скрывал симпатии к ним.

О магии этого сериала уже написано немало статей, а зрители не теряют к нему интерес, хотя в нём и близко нет того, что зовётся action, а убийца известен с самого начала. Во многом это заслуга Питера Фалька и его персонажа. Коломбо человек из народа – маленький, неприметный, неопрятный, но при этом имеющий острый ум и жажду справедливости. Такой детектив никогда не обвинит невиновного и всегда вычислит преступника. Работа на госслужбе не лишила его интереса к людям – наоборот, лейтенант рад поговорить за жизнь буквально с первым встречным, а его методы работы максимально далеки от Грязного Гарри, который в те же 1970-е гг. будет отстаивать справедливость в кинотеатрах.

Кадр из фильма “Коломбо: Смертельный номер”

Питер Фальк, который поначалу не хотел играть Коломбо, опасаясь стать заложником одной роли, позднее полюбил своего героя и строго контролировал сценарии всех серий, дабы в них не было ничего, чтобы противоречило его видению персонажа. Он даже сам написал сценарий серии «Всё поставлено на карту» (1993), а в начале 1970-х гг. успешно выступил и как режиссёр. Кроме этого, во время работы над сериалом он встретил свою любовь Шеру Данези, сыгравшую роли в нескольких сериях.

Режиссёр серии «Смертельный номер» Харви Харт (1928 – 1989) снял подряд три части о лейтенанте Коломбо. «Смертельный номер» тематически перекликается с поставленной позднее Лео Пенном серией «Коломбо идёт на гильотину» – оба фильма повествуют о мире фокусников и иллюзионистов, где поневоле оказывается Коломбо, вынужденный расследовать очередное убийство.

В этих двух сериях, возможно, наиболее наглядно передано обаяние сериала и прежде всего личности главного героя. Ведь он тоже в каком-то смысле маг, пусть и не выступает с фокусами на сцене. Как и у героя «Смертельного номера» Сантини, у Коломбо также есть свои трюки, при помощи которых он разоблачает преступников. Помогает ему в этом не только жажда справедливости, но и желание испытать себя, свой выдающийся ум в поединке с хитрым противником.

Сантини – идеальная кандидатура для дуэли. Он также умён, обладает специальными знаниями, при помощи которых творит свои фокусы, а также отличается незаурядным обаянием, в чём заслуга прекрасного актёра Джека Кессиди, прожившего, к сожалению, довольно короткую жизнь. Джек Кессиди играл убийц в трёх сериях «Коломбо» и, возможно, появился бы снова, но смерть в декабре 1976 года помешала этому. Также в роли компаньона убитого бизнесмена появился знаменитый в будущем актёр Роберт Лоджа.

Питер Фальк, который поначалу не хотел играть Коломбо, опасаясь стать заложником одной роли, позднее полюбил своего героя и строго контролировал сценарии всех серий, дабы в них не было ничего, чтобы противоречило его видению персонажа

«Смертельный номер» стал одним из последних фильмов сериала перед длительным перерывом, в течение которого Питер Фальк активно снимался в независимом кино, а также сыграл самого себя в шедевре Вима Вендерса «Небо над Берлином» (1987), в котором знаменитый немецкий режиссёр нашёл возможность передать привет и самому известному персонажу Фалька.

Все эпизоды телесериала строились по похожей схеме, в центре которой – интеллектуальная дуэль лейтенанта Коломбо с преступником и те трюки и манёвры, которые применяет Коломбо, чтобы разоблачить злодея. В сериях про фокусников лейтенант находит как бы своих антиподов – людей, которые применяют трюки не ради установления истины, а для того, чтобы скрыть её, заставить поверить в самое невероятное. Но настоящей магии не бывает, и всё необъяснимое лишь результат умелого обмана доверчивых людей.

Однако Коломбо не из тех, кого можно убедить магией и чудесами. Он сам не меньший маг, ибо заставляет поверить преступников в свою наивность и некомпетентность и внушить им так ложное чувство безопасности.

Но это лишь иллюзия. Идеальных убийств не бывает, а люди далеко не такие, какими кажутся поначалу. Но убийцы понимают это слишком поздно.

Facebook
Хронология: 1970-е | | География: США
Автор: |2020-11-01T13:11:43+03:003 Ноябрь, 2020, 12:03|Рубрики: Old Fashioned, Ретроспектива, Рецензии|
Андрей Волков
Житель города-героя Тулы, вооруженный крепкими нервами и исследовательским интересом относительно глубин киноавангарда. Любит Ингмара Бергмана и неформатные хорроры. Термист по профессии и знает, из чего куётся хорошее кино – а плохое принципиально не смотрит, жизнь для него слишком коротка.
Сайт использует куки и сторонние сервисы. Если вы продолжите чтение, мы будем считать, что вас это устраивает Ok