Российская пропаганда
Крымский мост. Сделано с любовью!, 2018, Тигран Кеосаян
Андрей Волков – о картине Тиграна Кеосаяна
Дисклеймер
Postcriticism – журнал о кино, а не о политике. Редакция может не разделять убеждения и мнения авторов, но всегда уважает их право на эти убеждения и мнения. К этому же мы призываем и вас
Крымский мост ещё не закончили строить, когда чиновники озаботились идеей запечатлеть его сооружение в кино. Удивляться тут нечему – наши проедатели бюджетных денег почти сплошь вышли из советской номенклатуры, а пропаганда всегда была важной частью советского кино. Другое дело, что раньше умели снимать фильмы с человеческим лицом, так что никому не придёт в голову обвинять в чём-либо знаменитых комедиографов Ивана Пырьева или Григория Александрова. Они снимали сказки, поэтизировали реальность и в этом были даже современны, поскольку во второй половине 1930-х гг. и во Франции господствовал поэтический реализм. Ещё раньше, в 1920-е гг., мастера монтажно-поэтического кино добивались формального совершенства на историко-революционном материале. Критика линии партии была полностью исключена, зато в этих спартанских условиях расцветала мысль художественная, так что можно запросто любить и “Клятву” Михаила Чиаурели, и “Покаяние” Тенгиза Абуладзе – это хорошие фильмы.
Мы недавно уже видели ленту Алексея Пиманова “Крым”. Режиссёр уверял, что его кино не о политике – там любовь. Может и так, но эта мелодрама была настолько мерзкой, что в ней побрезговали принять участие почти все известные актёры. То и неудивительно – Алексей Пиманов имел самое приблизительное представление о режиссёрской работе, оттого и намешал целую кучу пропагандистских штампов. В итоге фильм не окупил себя и был разгромлен всеми критиками как нелогичное и явно не соответствующее заявленному бюджету в 6 миллионов долларов произведение.
Тигран Кеосаян, автор “Крымского моста”, всё-таки в кино работает уже много лет. Он тоже уверяет, что “Крымский мост” о любви, но у него хоть есть обоснование – никаких боевых действий в фильме нет.
Кадр из фильма “Крымский мост. Сделано с любовью!”
«Крымский мост», безусловно, представляет собой более искусную пропаганду, хотя бы потому что старательно обходит вопрос законности присоединения Крыма или, во всяком случае, сводит его к комическим сценам. Кстати, зная отвратительную программу Кеосаяна на НТВ “Международная пилорама”, можно было бы ожидать такого же каскада туалетных шуток. Тут, к счастью, ожидания не оправдались, ведь автор сценария Маргарита Симоньян, руководитель канала “Russia Today” и жена Тиграна по совместительству. Ей удалось придумать живые диалоги, так что по этой части фильм воспринимается с симпатией – смотреть его совсем нескучно.
“Крымский мост” – попытка №2 воздвигнуть Путину памятник нерукотворный в связи с его главной победой за третий срок – присоединением Крыма. Чуть ранее фильма уже был концерт на Крымском мосту, с участием доверенных лиц президента, одно из которых и в картине Тиграна заявлено как композитор. А Кеосаян на радостях привлёк к кино не только жену, но также брата и дочь.
То, что перед нами пропаганда, видно уже в прологе, где нам показывают 1944 год, когда был разрушен недостроенный мост через Керченский пролив. Даже у Сталина не получилось построить и только у великого преемника Ельцина наконец-то вышло. Два берега связаны, и неважно, что два народа прокляли друг друга и нескоро теперь помирятся.
Даже человека, вовсе не с симпатией относящегося к Сталину, не может не задеть попытка авторов убедить нас в том, что новый вождь лучше старого. Преступления того режима известны, как и достижения. А нынешняя власть, резвящаяся на костях советского государства и говорящая нам, что тогда было всё плохо, а сейчас всё хорошо, вызывает не принятие их пропаганды как сказки, а скорее обратный эффект. У Сталина мост рухнул, и он, злодей, отца девочки арестовал, да и не только его. Но ведь Сталин ни на день не повысил пенсионный возраст несмотря на огромные потери во Второй Мировой войне, которая, если верить Путину, и есть главная причина кризиса пенсионной системы.
Тигран Кеосаян и Маргарита Симоньян, убоявшись судьбы “Крыма”, который зрители отсоединили от проката, побоялись представлять на обозрение аналог дешёвых американских боевиков. Они вспомнили о советских мелодрамах, не только сталинского времени, но и хрущёвского. Политики как можно меньше, чтобы зрители не передрались в кинотеатре, зато побольше романтики. Главный герой Дима словно внук Николая из “Высоты” – молодой, дерзкий обольститель женщин, который знакомится со студенткой-археологом Варей и неожиданно влюбляется в неё. Но у него есть соперник – московский пиарщик Виктор Онегин (!), у которого тоже есть виды на красивую девушку.
Уже по сюжету понятно, что одними советскими традициями производственных мелодрам авторы не ограничивались. Они непременно желали воспроизвести вечный сюжет о золушке. Кого же выберет Варя – Диму или Витю. И мост, постоянно присутствующий в кадре, воспринимается уже как метафора соединения не только Крыма с Россией, но и современной молодой путинской семьи. Это Порнофильмы могут петь “мы молодая семья,/у нас уверенный вид/у нас нет ни х##,/кроме нашей любви».
То, что перед нами пропаганда, видно уже в прологе, где нам показывают 1944 год, когда был разрушен недостроенный мост через Керченский пролив. Даже у Сталина не получилось построить, и только у великого преемника Ельцина наконец-то вышло
Но ведь это же не так! Вон один мост чего стоит! Всем героям даёт работу, даже Варя в его окрестностях что-то ищет (может, былое величие страны). И Трофим поет за кадром –
Страна в нищете, но год за годом
Из спецмашин под охраной ментов
Ведут своих жён слуги народа
К лоску витрин дорогих бутиков.
Простите, это Louna поёт, а Трофим за мостом проблем страны не видит. Жить стало лучше, жить стало веселей.
Операторская работа, конечно, хороша, ведь у руля был сам Игорь Клебанов. Мост и окрестности представлены в самом выгодном свете – хоть сейчас в Крым переезжай. Все радуются, что присоединились к России, лишь один Онегин считает, что Крым незаконно захватили. Либерал – не зря с американцами общается. Это они, гады, страну обокрали, а вовсе не Ротенберг, копающий под мостом экскаватором – авось не всё ещё с######и.
Тигран Кеосаян прав – его фильм о любви. Только о любви к деньгам и распилу бюджета. Конечно, это более профессиональная пропаганда, но от этого не менее отвратительная. Старые советские фильмы несли в себе печать энтузиазма строителей коммунизма, их искреннюю веру в светлое завтра, а ныне никто ни во что не верит. Более того, авторы уже в прологе нас обманули. Симоньян, будучи журналистом, не могла не знать, что потому в СССР не построили новый Керченский мост, что посчитали целесообразным создание паромной платформы. Сталин же не мог предвидеть, что через 50 лет Советский Союз распадётся, а Украина станет другим государством, где через 22 года начнётся гражданская война.