Шоколад со вкусом г***а
Марсианин (The Martian), 2015, Ридли Скотт
Артур Шафеев считает, что Ридли Скотту пора на покой
Астронавт, качок и биолог Марк Уотни отправляется в важную экспедицию на Марс, дабы открыть новые минералы и земли для переселения человечества. Ввиду того, что Марк склонен жрать запасы как десять обкуренных свиней, экипаж оставляет его на безлюдной планете, ибо гастрономических запасов на дорогу домой категорически не хватает. Организовав свой марсианский модуль без блэкджека и шлюх, но с картошкой и душем, герой Мэтта Дэймона приступает к тягостному существованию в одиночестве, попутно на потеху зрителю восхищаясь какашками Кейт Мары и упражняясь в остроумии.
Немолодой уже Ридли Скотт, подзабывший как снимать шедевры, взялся за экранизацию изрядно популярного и изрядного же романа Энди Уира о похождениях одинокого биолога на безжизненной планете, заручившись Мэттом Дэймоном в главной роли и целой горстью менее звёздных актеров в качестве массовки (режиссер уговорил даже Шона Бина впервые в карьере сыграть персонажа, который впоследствии не издохнет). Сам роман, как было отмечено многократно, являет собой космопорнографию с многочисленным и кропотливым перечислением разнообразных гравицап и вундервафель, являя собой аналог «Американского психопата» про лунные модули и прочие космосы. Чтиво на редкость специфичное, но увлекательное, а местами и вовсе замечательное, но для многобюджетной экранизации категорически сложное (по той простой причине, что многое остаётся за кадром), но при этом обладающее стройным сюжетом и занимательной историей, в центре которой находится весьма харизматичный персонаж, склонный к браннословию и шуткам юмора.
«Марсианин», рецензия
Изначальные слагаемые, несмотря на свою нетривиальность, обещали если не шедевр, то, по крайней мере, качественное увеселение на осень, но не удалось. Вышло примерно то, что вышло из персонажа Кейт Мары и чем впоследствии Уотни удобрял ландшафт. Благополучно забив на основу, Скотт принялся лепить типичный летний блокбастер с несколько непривычной и отстранённой тематикой. От этой тематики, однако, «Марсианин» типичным блокбастером быть не перестаёт, вместо качественной космофантастики оборачиваясь тотально ошаблоненным и посредственным зрелищем с сопливой концовкой.
Пытаясь быть похожим на Кубрика с его «Космической Одиссеей» и чем-нибудь ещё, «Марсианин» Скотта при всей своей потенциальной самобытности оказывается фильмом, самобытности категорически лишённым, калькой на фильмы ныне покойного Тони Скотта, который любил снимать пургу вроде «Неуправляемого», где главные герои, столкнувшись с проблемой, героически преодолевали оную под оханья-аханья и торжественные аплодисменты штаба, который внимательно за этим безобразием наблюдал. Так и в «Марсианине» – если проблема и возникает, то лишь затем, чтобы ее решили, но никак не для того, чтобы задавать вопросы и поднимать проблемы – история несётся речкой-ручейком, не оставляя места для драмы, наполняя себя лишь сдобренным фаршем из фарса и бенефиса Дэймона, который при всех его стараниях, не в силах сделать из дерьма конфетку.
Бесполезные, но категорически хорошие персонажи из отчалившего экипажа, ничуть не менее хорошие хорошисты из штаба НАСА – все это напоминает, скорее, детскую сказочку, нежели серьёзную драму о судьбе человека, его одиночестве и противостоянии этого человека одиночеству
Бесполезные, но категорически хорошие персонажи из отчалившего экипажа, ничуть не менее хорошие хорошисты из штаба НАСА – все это напоминает, скорее, детскую сказочку, нежели серьёзную драму о судьбе человека, его одиночестве и противостоянии этого человека одиночеству. Одиночество и противостояние, если таковые и есть, замещаются шуточками про плохой музыкальный вкус Джессики Честейн, а также бранными откровениями в адрес штабных крыс. Видеодневник ведётся для галочки и лениво, хотя на этом материале могло бы быть настолько хорошо, что даже сам Аарон Рольстон пошёл бы давить свою оставшуюся руку, дабы Джеймс Франко отыграл дополнительные сцены. Вместо того Уотни раз за разом засоряет разум зрителя шутками-прибаутками, не двигая сюжет ни на йоту, ни на мегафон.
Старик Ридли уже давно потерял хватку и не смог из отличной истории сделать отличное кино, превратив оное в шаблонную лабуду, где кроме главной звезды не старается ровным счётом никто, а если и старается, то этого не видно. Тот же Шон Бин, как, впрочем, и Кейт Мара, Честейн, Пенья и ещё сто человек, известные своими фамилиями, в фильме оказываются свадебными генералами, существующими в кадре просто для того, чтобы быть. Всю жизнь снимая многобюджетные конфликты, Ридли Скотт, как бы нелепо это не звучало, конфликты снимать разучился. И если первый крупный и лучший свой фильм Скотт снимал о противостоянии женщины инопланетному злу, создав тем самым, пожалуй, сильнейший женский персонаж в истории кино, а после сотворив «Гладиатора», где на фоне идей демократии протагонист противостоял правительственному быдлу, то к исходу лет случился «Гангстер», который вышел неплохим только благодаря отличным актёрам. Теперь же, после «Прометея» и запоротой экранизации «Советника» случилась еще больше запоротая экранизация «Марсианина». Прогресс налицо, самое время уйти на покой.
AlteraPars: