Денег нет, но вы держитесь
На войне (En guerre), 2018, Стефан Бризе
Сергей Феофанов – о французской социальной драме про забастовку
Небольшой французский городок, наши дни. Региональное отделение большой немецкой корпорации принимает тяжелое решение закрыть градообразующий завод по производству шарикоподшипников или чего-то вроде этого. Недовольные этим профсоюзы организовывают забастовку, стачку и прочие мероприятия, которые устраивают рабочие в таких случаях.
Ручная камера фиксирует хроникальные кадры забастовки под назойливую музыкальную тему с гитарными риффами, рабочие оперируют доводами про общественное благо, судьбу региона и пособия по безработице, и в какой-то момент зрителю кажется, что «На войне» – это документальный, а не художественный фильм. Политики в такие дела не лезут, чтобы не отпугнуть инвесторов, и отвечают на моральные аргументы рабочих моральной поддержкой. В какой-то момент в офис бастующих работяг присылают конверт с фекалиями, а затем на сцену выходят местные штрейкбрехеры – люди, готовые взять деньги у проклятых капиталистов и вернуться на работу.
Кадр из фильма «На войне»
Сюжет продвигается к эскалации конфликта. Вот в парижском офисе компании дедушки-полицейские с седыми волосами и пластиковыми щитами пытаются вытолкать рабочих на улицу (в этот момент вспоминается почему-то «битва бастардов» из «Игры престолов»). Вот полноценная драка с полицейскими – уже не седыми, а вполне бодрыми ребятами средних лет. Вот захват другой фабрики и ссора с представителем президента – одним из тех людей, кто хоть как-то пытался помочь. А вот и нападение на топ-менеджера: его автомобиль переворачивают, бедолагу вытаскивают всего в крови.
В российских реалиях все это выглядит диковато – президент поддерживает рабочих, но ничего не меняется; рабочим предлагают деньги, а они не берут. Впрочем, работа Стефана Бризе и не имеет отношения к нашей стране. «На войне» сделан в традиции европейского социального кино – вспоминается здесь многое, от древностей вроде «Рабочего класса» Элио Петри до относительного недавнего «Дэниела Блэйка» Кена Лоуча. До этих картин творение Бризе не дотягивает (особенно разочаровывает дурацкий героический финал, сводящий реалистичную историю неизбежного поражения к подвигу Александра Матросова), но большая традиция видна.
«На войне» описывает уходящую натуру, оставшуюся где-то в XX веке. Рабочие занимаются луддизмом, а фильм становится историей про наступление неотвратимого будущего
У всех здесь своя правда – и у радикалов, и у соглашателей, и даже у неприятных менеджеров, которые пользуются извечными мантрами про конкуренцию и рынок. Зачем держать завод во Франции, если в Восточной Европе зарплаты ниже, а рабочие не такие активные? Почему не переехать из города, в котором нет работы? На этих доводах фильм и обретает дополнительное измерение, столь необходимое любой фестивальной работе. Как-то сразу становится понятно, что «На войне» описывает уходящую натуру, оставшуюся где-то в XX веке. Рабочие занимаются луддизмом, а фильм становится историей про наступление неотвратимого будущего. На очереди роботизация и глобальные программы по сокращению ненужного населения, а эти чудаки протестуют против перевода производства в Румынию.
Автор, кажется, и сам понимает всю обреченность этой борьбы, но все же дарит зрителям надежду (ложную) на то, что в итоге все будет хорошо. Бризе как бы говорит публике: «Вы держитесь там, всего доброго, хорошего настроения и здоровья!». Держимся, Стефан. И вам не хворать.