Семейные узы
Коломбо: Смерть в оранжерее (Columbo: The Greenhouse Jungle), 1972, Борис Сагал
Андрей Волков рецензирует еще одну классическую серию американского детективного сериала
Телесериал «Коломбо» могли бы снимать по сей день, найди продюсеры замену Питеру Фальку, который ушёл с экранной службы в 2003 году, после 69 серии, а через шесть лет вынужденно завершил актёрскую карьеру из-за болезни Альцгеймера. Идеи реанимировать сериал действительно существуют, однако дальше планов это пока не заходит. Одно время на роль Коломбо прочили отличного актёра Марка Руффало, но планы сценариста Гарри Уитта так и остались планами. Зато поклонники детективов и просто классического американского телевидения 1970-1980-х гг. всегда могут пересмотреть почти любую из серий с Фальком. В сериале есть эпизоды, выделяющиеся другим стилем, к примеру «Умереть некогда» (1992) и «Маскарад» (1994), снятые по произведениям мастера «крутого детектива» Эда Макбейна, но абсолютное большинство серий разнятся в сюжетах, но похожи в главном – продуманной детективной интриге и отличной проработке персонажей, особенно образа убийцы, с которым раз за разом лейтенант Коломбо вступает в интеллектуальную дуэль. Многие эпизоды впитали в себя сам дух той эпохи, в которую были созданы – ныне их просмотр вызывает ностальгические чувства, словно воспоминания о приятных событиях собственной жизни.
Вот и «Смерть в оранжерее» один из них. Этот эпизод был снят в 1972 году знаменитым в ту пору режиссёром Борисом Сагалом (1923 – 1981), автором классического «Человека-Омеги» (1971). Постановщик активно работал в кино и на телевидении, словно наперёд зная, что судьба ему отмерит недлинный путь. В мае 1981 года он погиб на съёмках телесериала «Третья Мировая война» (1982), случайно попав под хвостовой винт вертолёта. Также рано умер композитор фильма Оливер Нельсон (1932 – 1975), одна из ключевых фигур джаза тех лет. Его красивый саундтрек, в котором соединились печаль, сожаление и ирония над превратностями судьбы, наверняка запомнится зрителям.
Серия Сагала во многом опирается на пилотный эпизод Ричарда Ирвинга «Выкуп за мертвеца» (1971), но в тоже время отличается большей динамикой и наличием треугольника героев, каждый из которых по-своему порочен. Особенно выделяется неверная жена Кэти Гудланд, которая изменяет мужу с инструктором по теннису и ничего не делает в жизни – только тратит его деньги.
Кадр из фильма “Коломбо: Смерть в оранжерее”
Однако убийцей мужа Тони Гудланда, тоже любителя погулять на стороне, является не она, а его дядя Джарвис, которого прекрасно сыграл лауреат Оскара Рэй Милланд, уже снимавшийся в другой серии «Коломбо» «Смерть протягивает руку» (1971). Его персонаж ненавидит жену своего племянника и не хочет, чтобы Тони тратил на неё деньги трастового фонда, который он возглавляет. Согласившись помочь инсценировать похищение, ради того, чтобы банк одобрил выдачу большой суммы денег для выкупа, дядя хладнокровно убивает Тони и старается подстроить всё так, чтобы в убийстве обвинили его жену. Однако лейтенант Коломбо почти сразу стал подозревать надменного родственника.
Бессменные сценаристы Ричард Левинсон и Уильям Линк решили внести немного юмора в сюжет, а заодно показать, что гениальному детективу чужда слава. Коломбо искренне удивляется, что капитан очень хвалит его и что молодой детектив Фредерик Уилсон (этот персонаж появится в будущем в ещё одной серии телефраншизы) хочет с ним работать и вообще рассыпается в любезностях, при этом соблазняясь возможностью распутать лёгкое, как ему казалось, дело. Дядя Джарвис умеет быть убедительным, однако его демагогия не действует на Коломбо, который сразу заподозрил владельца оранжереи, которому нужны деньги на развитие бизнеса.
С одной стороны Коломбо хитёр, ведь он гораздо умнее, чем хочет казаться. Но с другой – лейтенант вполне искренне интересуется работой и увлечениями других людей, сам любит рассказать о своей жене и многочисленных родственниках. Он словно наперёд знает, что любая мелочь может ему пригодиться в расследовании, особенно если это касается личности жертвы и основного подозреваемого.
Гениальные озарения не единственное, что объясняет успешное расследование убийств. Коломбо не боится заниматься скучной и монотонной работой, например, искать пулю в оранжерее, которую год назад дядя Джарвис выпустил в грабителя. Для Коломбо любое дело – это вызов самому себе. Он регулярно испытывает свой блестящий ум, часто встречаясь в интеллектуальных поединках с хитрыми злодеями. Но, что наиболее важно, лейтенант настоящий романтик, как своей профессии, которой он предан не меньше, чем жене, так и в отношении к людям. Он проявляет интерес, сочувствие и меньше всего похож на чопорного следователя.
Телесериал «Коломбо» закончился 17 лет назад, но его по-прежнему пересматривают многие люди. Помимо реалистичного отражения быта и нравов 1970-1990-х гг., он заключает в себе ненавязчивую назидательность. Также именно с этого сериала начали свой путь такие мастера режиссуры, как Стивен Спилберг и Джонатан Демми
Коломбо – человек из толпы, и этим полюбился зрителям по всему миру. Его нелепый внешний вид и обилие смешных ситуаций, в которые попадает Коломбо в силу своей рассеянности, которая сопровождает его везде, кроме непосредственно расследования убийств, как бы говорят нам о ценности личности каждого человека. Любой достоин уважения, ибо люди не такие, какими кажутся. Тем более истинный ум часто рядится в одежду глупости, а доброта не всегда сочетается с обаянием, за которым может скрываться обычное лицемерие.
Телесериал «Коломбо» закончился 17 лет назад, но его по-прежнему пересматривают многие люди. Помимо реалистичного отражения быта и нравов 1970-1990-х гг., он заключает в себе ненавязчивую назидательность, уча зрителя гуманизму примером лейтенанта Коломбо. Выдающийся актёр Питер Фальк, умевший убедительно играть в любом жанре, вложил частичку себя в образ лейтенанта, буквально сросся с ним, что актёра и не расстраивало – он любил этого нелепого коротышку, оттого и возвращался, раз за разом, к этой роли на протяжении большей части своей славной карьеры.
Также с этого сериала начали свой путь такие мастера режиссуры, как Стивен Спилберг и Джонатан Демми. Вообще первоклассных постановщиков в режиссёрском кресле за 35 лет сменилось немало, и многие тоже возвращались к проекту, как это сделал и Борис Сагал, сняв в 1973 году серию «Кандидат на убийство».
К работе Сагала, как и к большинству других фильмов сериала, едва ли можно придраться – тут всё сделано профессионально и с душой. Увы, сейчас такие сериалы больше не снимают, но хорошо, что кино является, как писал Андрей Тарковский в своей статье, «запечатлением времени». Зритель сам, не завися ныне от политики кинопрокатчиков, может выбирать то, что стоит посмотреть, а Питер Фальк, Оливер Нельсон и Борис Сагал живы в параллельной кинореальности. Ведь смерти нет, пока нас кто-то помнит.