В замке страсти
Замок зла (O Castelo das Taras), 1982, Юлиус Бельведер
Андрей Волков рецензирует бразильский эротический хоррор
Бразильское кино в целом, как и бразильский хоррор в частности, не самая известная область мирового киноискусства. Киноманы знают, конечно, таких классиков, как Глаубер Роша, а массовому зрителю больше знакомы мыльные оперы Бразилии, особенно «Рабыня Изаура» (1976 – 1977), с успехом транслировавшаяся в нашей стране. В нише страшного кино прославил свою родину Жозе Можика Маринш, чьи фильмы отличались сюрреализмом и безумием.
Но был в истории бразильского кино и другой хоррормейкер. В 1982 году профессор литературы из Сан-Паулу Рассел да Силва Рибейро под псевдонимом Юлиус Бельведер снял свой единственный фильм «Замок зла», который пользовался большим успехом на родине, однако дальше Бразилии не пошёл. Впрочем, в наше время киноманов и коллекционеров редкого кино многие примечательные раритеты известны чуть ли не широкому кругу зрителей, вот и копию «Замка зла» легко найти в сети.
Интересно, что Юлиус Бельведер как бы повторил судьбу своего французского коллеги, классика «новой волны» Эрика Ромера. Он тоже начинал как преподаватель литературы, строго отделял свою профессиональную деятельность от личной жизни, придумав псевдоним Эрик Ромер, любил природу и даже обращался к пасторальному роману, что удивительно в наши дни. Также и Бельведер работал в кино как сценарист под псевдонимом, а о его частной жизни вообще ничего неизвестно. Бельведер был жив на момент 2008 года, когда дал интервью, посвящённое «Замку зла», но он так и не поведал, почему не продолжил режиссёрскую карьеру, учитывая большой коммерческий успех его работы. Но, может, Юлиус довольствовался изучением трудов классиков литературы?
Кадр из фильма “Замок зла”
Не имея сведений о мировоззрении Бельведера, впору предположить, что он особенно был очарован французской литературой XVIII века, когда жил и творил не только Д. А. Ф. де Сад, чья фигура занимает центральное место в его единственном фильме, но также Дени Дидро и Шодерло де Лакло, тоже не стеснявшиеся эротики.
В самой Бразилии в это время процветало порно, которое снимали многие известные режиссёры, включая классика ужасов Жозе Можику Маринша, поэтому не стоит удивляться обилию эротических сцен в единственной работе профессора литературы. Три студентки, приехавшие в старый замок со своим преподавателем (в её роли много снимавшаяся в Европе 37-летняя Эсмеральда Баррош), регулярно изображаются режиссёром без одежды, причём профессор особенно интересуется их интимными частями тела. Ох, согрешишь с таким профессором!
Актрисы Дарси Силва и Эли Силва, судя по фамилии, дочери постановщика. Они играют небольшие роли и в будущем продолжили свои карьеры в кино. А вот единственная звезда Эсмеральда Баррош, к сожалению, завершила свою кинематографическую деятельность «Замком зла», как и сам автор.
По жанру эта постановка является эротическим мистическим триллером, поскольку для хоррора тут очень мало страшных сцен. Режиссёр частично создал загадочную и тревожную атмосферу, украсив свой фильм красивыми кадрами замка на фоне заката, однако эротические сценки всё время вступают в противоречие с основным жанром ленты. Девушек Бельведер подобрал фигуристых, и сыграли они неплохо свои нехитрые роли, однако сами сцены сделаны не в духе популярного в XVIII веке барокко, а скорее в более простом стиле зарисовок с натуры а-ля «Playboy».
По жанру эта постановка является эротическим мистическим триллером, поскольку для хоррора тут очень мало страшных сцен. Режиссёр частично создал загадочную и тревожную атмосферу, украсив свой фильм красивыми кадрами замка на фоне заката, однако эротические сценки всё время вступают в противоречие с основным жанром ленты.
Девушки моются в реке, персонаж Баррош натирает мылом их сочные тела в замке (не сексуальные уроки ли ведёт у них Эсмеральда?), нежатся в полуобнажённом виде в кроватях… Режиссёр не впускает в свой фильм реальный секс или какие-либо сексуальные действия, ограничиваясь простым созерцанием, так что те, кому нужно нечто большее, могут обратиться к снятой параллельно «Реинкарнации секса» Луиса Кастеллини, представляющей собой переработку новелл Джованни Боккаччо.
Оба фильма похожи по сюжету, где присутствует одержимость сексом приехавших в замок людей, только Кастеллини не удержался от откровенного насилия, а вот Юлиус Бельведер кровавые сцены снимать не стал – возможно, потому что не умел. Его постановка любопытна во многом благодаря экзотической стране-производителю, некоторые сцены атмосферы, в иные отрезки времени режиссёр создаёт неплохой саспенс за счёт тревожной музыки и операторской работы, показывающей зрителю полутёмный дом, где ещё живы воспоминания об оргиях во славу де Сада. Но в целом фильм получился неровный, где так и не был найден баланс между эротикой и ужасами, как в более позднем американском культе «Плоть для Зверя» (2003).
Однако фильм Юлиуса Бельведера всё равно заслуживает ознакомления. Он довольно хорошо снят, особенно учитывая отсутствие у Бельведера режиссёрского опыта, имеет интересные «тревожные» сцены и интригующий сюжет. Вот если бы автор подрезал эротические эпизоды или же доснял бы иные, не связанные с ежеминутным обнажением бразильянок, то постановка стала бы только лучше. А то порой возникает мысль, что перед нами не мрачный готико-эротический триллер, а банальная эксплуатация, созданная только ради того, чтобы нажиться на любителях клубнички.