Черчилль из машины
Острые козырьки (Peaky Blinders), 2013-2016
Сергей Феофанов об «Острых козырьках»
Двадцатые годы. Измученные Первой мировой войной ветераны возвращаются в родной индустриальный Бирмингем. Новая мирная жизнь у них, впрочем, получается так себе — кто-то зычно выкрикивает коммунистические речевки и ждет мировую революцию, кому-то больше по душе старая добрая организованная преступность. Герой войны Томас Шелби (Киллиан Мерфи) возвращается домой, чтобы взять на себя руководство семейным бизнесом. Возглавляемая им банда — те самые «Острые козырьки» – набирает все больший вес в преступном мире, сталкиваясь не только с конкурентами (цыганами, евреями, итальянцами и другими замечательными людьми), но и с лондонским инспектором Честером Кэмпбеллом, которого прислал в Бирмингем сам Уинстон Черчилль.
«Острые козырьки», рецензия
Самобытный британец Стивен Найт (режиссер превосходного «Лока» и исполнительный продюсер «Козырьков») не выдумывает здесь ничего нового — все уже украдено до нас, остается только разумно пользоваться когда-то выдуманным — и скрещивает гангстерский эпос с семейными ценностями и контекстом эпохи. Приблизительно то же самое делал в свое время дедушка Коппола, приблизительно то же соорудили создатели «Подпольной империи», да и интересен в «Козырьках» не вполне стандартный для жанра идейный каркас, а то, как мелочи делают не раз уже виденное чем-то особенным и даже уникальным.
Заслуженный артист Нил играет слегка поехавшего подлеца, Мерфи просвечивает зрителей рентгеном холодных глаз, удивительно органично вписывая себя в предлагаемые обстоятельства, их противоборство оттеняет колоритный второй план, а во втором сезоне появляется еще и Харди, в очередной раз играющий такое, что словами не описать. Превосходный саундтрек (одна только «Red right hand» Ника Кейва чего стоит), продуманная рубрикация (шесть эпизодов в сезоне, как оказалось, – идеальный ритм для криминальной истории) и, конечно, общая атмосферность делают «Козырьки» вполне новым словом в жанре.
Самобытный британец Стивен Найт (режиссер превосходного «Лока» и исполнительный продюсер «Козырьков») не выдумывает здесь ничего нового — все уже украдено до нас, остается только разумно пользоваться когда-то выдуманным — и скрещивает гангстерский эпос с семейными ценностями и контекстом эпохи
Эхо войны, ИРА, британские коммунисты, цыгане, выпивка, лошади, автомобили, жаркие печи каких-то заводов — больше всего все это безобразие напоминает картину Моргана Пенна «Англия ждет». Есть тут, конечно, и высший свет, и скачки, и даже тот самый Черчилль на сдачу, но в целом лордов и джентльменов тут куда меньше пресловутых chavs, белого мусора и отребья. Примечательно, что Найт, как и Пенн, не осуждает своих героев, а, скорее, любуется ими, широкими мазками рисуя характеры и нравы социального дна. Того самого молчаливого народа, о котором писал еще Честертон. Эта занимательная этнография и становится главным достоинством одного из самых известных британских сериалов современности.