Правда (La vérité), 2019, Хирокадзу Корээда
Антон Фомочкин – о новом фильме автора “Магазинных воришек”
К сварливой диве французского кино (Катрин Денев) приезжает дочь (Жюльет Бинош) с мужем (Итан Хоук) и дочкой. Поводом для споров становится выход мемуаров актрисы. Верный помощник, на протяжении многих лет начитывавший на диктофон ее реплики и следящий за тем, чтобы чай был не слишком горячим, ушел, оскорбившись отсутствию хотя бы строчки о себе в тексте. Не раз за бокалом вина прозвучат обвинения и в том, что благостных теплых воспоминаний, описанных там, не было вовсе. Но не к ссоре они придут. Собравшись вместе и оставшись друг с другом наедине, семья рефлексирует: кто о своей карьере, кто о возрасте, кто о детстве.
Кадр из фильма “Правда”
Закономерный шаг для обладателя «Ветви» – сразу переключиться на кино, что лучше продается. Любая крупная награда дает спрос, моду, возможности. На французском проще остаться поэтичным: много случаев, когда перейдя на английский, речь в фильмах титулованных авторов просто обесценивалась и скуднела. Практически ничего не напоминает о корнях Кореэды. В одном из эпизодов он сталкивает свою героиню с идеалистической репрезентацией японского клана, салютуя своему происхождению. Но это скорее подмигивание, реверанс в сторону своих, ничего не определяющий в драматургии. Счастливые люди собрались вокруг бабушки и с трепетом на нее смотрят. Ничего толком в упрямой душе примы эта картина не колышет. Бесчувственность богатой актрисы, которая окончательно стерла все эмоции за многолетнюю примерку образов на свою личину. Для тычка в буржуазию слишком слабо.
Развитие персонажей всегда было уязвимостью Кореэды, который игнорирует возможности внутренней перемены в героях. Все, что в них когда-либо было заложено, происходит до того, как фильм начинается, зритель оказывается перед данностью. Так и здесь – если уроки и преподаются, то их усваивают едва ли. Бедняки на экране или богатеи: семьи остались прежними, краски, которыми этот портрет написан, тоже. Все проблемы – мелочь, расступаются перед маленькими радостями – здесь коллективное танго под аккомпанемент уличных музыкантов. И словно нет никаких проблем, конфликтов, недомолвок. Пройдет сцена, все вернется на круги своя. Проблемы останутся, недовольство тоже. В своем желании поиграть в «кино в кино» Кореэда почему-то старательно лезет на территорию французских авторов: вот тебе и картинка теплая, и попытка надстроить через сцены на съемочной площадки отдельную историю про ложное двойничество с молодой старлеткой (которая как бы напоминает диву, но не то, чтобы очень). Чтобы не было мало, героиня Бинош – сценаристка, начинает писать реплики для домашних в общении с матерью. Но все это попытки быть сложнее, чем эта история на деле является. И ремесло тебе, и искусство, и родственные узы, с принятием близких такими какими они есть, но в сердцевине полость, все это не связанные ветви, а просто порубленный, небрежно сложенный хворост.
Все это красочно, местами мило, но все-таки «Правда» получилась сермяжная
У режиссера прибавилось уверенности, неоправданной, впрочем, материалом. Так структура сцен сосредоточена на рефренах (чай, магия, кукольный замок), но стоит эпизоду закончиться – на одном из них остается многоточие, интонационно выделенное, впрочем, как ударная точка. Лучшее, что удается режиссеру и по сей день, – работа с детьми. Линия маленькой девочки, верящей, что ее бабушка способна колдовать, полна непосредственности и менее всего выглядит стилизованной открыткой: «Привет родным, я в Европе». Все это красочно, местами мило, но все-таки «Правда» получилась сермяжная.