Супердетям — супермороженое, супербабе — суперцветы!
Суперсемейка 2 (Incredibles 2), 2018
Дмитрий Котов хвалит вторую часть мультфильма студии Pixar о семейке супергероев
Фантастически-приключенческий мультфильм «Суперсемейка» (2004), конечно, вряд ли назовешь лучшим в послужном списке студии Pixar, уже давно являющейся пионером и непоколебимым образцом для подражания в жанре 3D-анимации. Однако и он был очень тепло принят зрителями. Сиквел, вышедший спустя 14 лет, априори ставил перед Брэдом Бёрдом не менее амбициозные задачи, ведь высокую планку студия привыкла достойно держать. Режиссер и сценарист «Стального гиганта», а также двух «оскароносных» работ — все той же «Суперсемейки» и аппетитного «Рататуя» — постарался еще глубже раскрыть характеры уже знакомых персонажей в рамках новой умопомрачительной истории, попутно затрагивая злободневные для общества темы.
После очередного глобального дестроя, который семья супергероев устроила на улицах мегаполиса в погоне за суперзлодеем Подрывашкером, управляющим огромной гусеничной «вундервафлей» с буром, сверхспособности оказались вне закона. Правительство постановило, что от людей в трико больше вреда, чем пользы, а потому Мистер Исключительный, Эластика, Фиалка, Шастик и малыш Джек-Джек должны снова превратиться в рядовую ячейку американского общества и не отсвечивать. Однако идейный поклонник спасителей в масках — преуспевающий и обеспеченный бизнесмен Уинстон Девор — не согласен со внутренней политикой властей и горит желанием восстановить справедливость. Для этого он готов инвестировать средства в продвижение положительного имиджа Эластики и организовать ей масштабную пиар-кампанию. Немного поломавшись, многодетная мамочка соглашается взять быка за рога, оставив временно безработного супруга наедине с непоседливыми детьми: у одной переходный возраст и амурные переживания, у второго трудности с учебой, а третий и вовсе — коробочка с сюрпризом и ползающая катастрофа…
Кадр из мультфильма “Суперсемейка 2”
В мультфильме полно отсылок не только к супергеройским, но и к шпионским кинолентам: это обилие всевозможных фантастических гаджетов, помещения-трансформеры и даже музыкальные темы в стилистике «Бондианы». Художники Pixar крайне ответственно подошли к созданию городских и ландшафтных локаций фильма, сформировав эклектичное, но сбалансированное жизненное пространство: современный функциональный дизайн интерьеров перекликается с традиционной американской архитектурой неоклассики и ар-деко, футуристический скоростной поезд соседствует на улицах мегаполиса со стилизованными под 60—70-е годы автомобилями.
Со смысловым наполнением мультфильма дела обстоят еще интереснее. В него ненавязчиво, но на удивление четко встроены политические и общественно-социальные явления сегодняшних США. Муж и жена спорят за семейным ужином не о бытовых проблемах, а об отношении к букве закона и гражданских правах, подсвечивая ключевые для американской демократии ценности. Ангажированные СМИ выставляют супергероев с неприглядной стороны, запуская машину пропаганды и механизмы информационной войны, в которую включается и Уинстон Девор, финансирующий раскрутку «своего человека». Все это выглядит метким и уместным в эпоху полуправды и засилья fake news. Точно так же, как и продвижение идей гендерного равенства. Знаменательно, как чутко 3D-анимация последних лет отреагировала на усиливающиеся феминистские настроения: после двух мультипликационных «Сердец» (Brave и Frozen) сильная независимая женщина стала все чаще фигурировать в качестве центрального персонажа. Как и «мужеумная» разбойница Ленор в придержанном Минкультом «Распрекрасном принце», Эластика не стала исключением: именно она борется с киберпреступностью (еще один маркер актуальности), оставляя шкафообразному мужу роль невысыпающейся домохозяйки.
Среди драматургических достоинств — хорошо продуманная мотивация героев, а вот главный сценарный недостаток — не вполне убедительный детективный компонент с довольно хлипкой интригой. Кто же скрывается за маской Экранотирана? Вариантов, на самом деле, немного. И здесь сценаристы предсказуемо играют по законам конъюнктуры, обозначенной абзацем выше… Зато в уста главного злодея вложены любопытные, серьезные и в целом здравые мысли о кризисе общества потребления, инертности населения развитых стран и расчетливой жадности власть имущих: «Система вас обкрадывает, нагло и с усмешкой».
Смешной и зрелищный сиквел с высококлассным уровнем анимации, всецело актуальный в затронутых проблемах, пусть и слегка спекулирующий на текущих реалиях западного общества
«Суперсемейка 2» равномерно пропитана фирменным и как всегда высокоградусным «пиксаровским» юмором без пошлостей, перегибов и примитивных туалетных шуток. В значительной доле скетчей активно задействован младший член семейства, у которого, внезапно для родителей, прорезались суперспособности. Причем сразу несколько… Хотя для зрителя, следящего за творчеством студии Pixar и успевшего посмотреть «спин-оффную» короткометражку «Джек-Джек атакует», это не стало открытием. Пожалуй, самая ударная сцена фильма — схватка малыша с незваным гостем — енотом-воришкой. В ней сочетаются все составляющие успеха: симпатичное пушистое животное, умильный карапуз, а главное — виртуозная проработка мимики и движений персонажей. Файтинги, к слову, оценил бы сам Джеки Чан. Они на удивление эффектны, динамичны и отвязны, особенно для мультика с рейтингом 6+.
Как итог — смешной и зрелищный сиквел с высококлассным уровнем анимации, всецело актуальный в затронутых проблемах, пусть и слегка спекулирующий на текущих реалиях западного общества.