Смерть на «Хрустальном озере»
Пятница 13-е — Часть 2 (Friday the 13th: Part 2), 1981, Стив Майнер
В пятницу, 13 ноября Андрей Волков рецензирует сиквел знаменитого слэшера
В первой части франшизы «Крик» маньяк задаёт героине Дрю Берримор простой, казалось бы, вопрос – как звали его коллегу в «Пятнице 13». Она делает распространённую ошибку, забывая упомянуть миссис Вурхис. Ведь её сын Джейсон появился лишь во второй части, которая во многом задала планку как последующим продолжениям, так и другим слэшерам.
Её снял будущий классик хоррора Стив Майнер, автор «Дома» (1986), «Чернокнижника» (1988) и «Лэйк Плэйсид – озеро страха» (1999). В перерывах между этими фильмами режиссёр активно работал на телевидении и проявил интерес к комедии, словно унаследовав особенности стиля Джо Данте и Джона Лэндиса. Но в отличие от них Майнер резко разделял страшное и смешное, или безобразное и комическое, если говорить категориями эстетики. После неудачной комедии «Кинозвезда в погонах» (2008) постановщик окончательно перешёл на ТВ, где успел поработать над разножанровыми сериалами «Врата» (2010) и «Однажды в сказке» (2011 – 2018).
Шон С. Каннингем, автор оригинала, проявил поразительную недальновидность, отстранившись от производства сиквела. Шон ведь посчитал, что идея с Джейсоном, который якобы не погиб в озере, а жил в лесу всё это время, совершенно бредовая. Её подал кинопрокатчик Фил Скудэри, за что мировой хоррор всегда будет благодарен этому человеку. Также с самоустранением Шона связано выдвижение на лидирующие позиции амбициозного новичка Стива Майнера, который все 1970-е работал на фильмах Шона Каннингема, занимаясь в основном монтажом. Это важное подспорье для режиссёрской карьеры – кто лучше монтажёра может чувствовать ритм и выстраивать действие так, чтобы дух захватывало.
На момент начала съёмок Стиву Майнеру было 29 лет, он был опытным кинематографистом, оттого его режиссёрский дебют является работой зрелого постановщика, который знает, что он хочет. Набрав малоизвестных актёров, Стив Майнер позволил им импровизировать, а для того, чтобы ребята познакомились друг с другом, поселил их прямо на съёмочной площадке, оборудованной в лесу.
Кадр из фильма “Пятница 13-е — Часть 2”
Сюжет фильма во многом повторяет первую часть, но режиссёр уделил гораздо больше внимания визуальному стилю, а также более усердно подошёл к работе с актёрами, ведь если зритель не будет им сочувствовать, то никакого хоррора не выйдет. Молодые лицедеи, успевшие, возможно, за время совместного проживания, подружиться друг с другом, ведут себя естественно и раскрепощённо в кадре, убедительно пугаются, а сцены с дуракавалянием, на которые делают упор другие слэшеры, сокращены до необходимого минимума.
Герои, безусловно, любят пошутить и подшутить друг над другом, среди них есть также парочка, которая только и ждёт, где бы им уединиться, однако здесь всего в меру. Персонажи – обычные ребята, такие же, как все, а в их взаимоотношениях найден баланс между «грешной юностью» и серьёзными намерениями. Вики имеет виды на Марка, и её
не смущает, что он инвалид, Пол – сама серьёзность, ведь он старший вожатый, а потому чувствует ответственность за всех остальных. Тед – вечный ребёнок, как его называют сами герои; наверняка в любой компании есть такой человек. Терри любит спорт и свою собачку, с которой возится, как с младенцем, а Скотту нравится сама Терри, над которой он постоянно подшучивает – то метко попадёт из рогатки по её упругим ягодицам, то стащит одежду, когда она обнажённая пойдёт купаться в озере. Терри, впрочем, не обижается на своего кавалера и сама готова его подразнить. Пассии Пола Джинни режиссёр поначалу не уделяет столько внимания, сколько остальным героям, однако именно она станет главной героиней в последней трети фильма, когда все прочие индивидуализированные персонажи будут убиты Джейсоном.
Для 20-летней Эми Стил это был один из первых фильмов и первая главная роль. Знаменитой актрисой она так и не стала, зато активно работала на телевидении и в кино в 1980-1990-е гг. У Эми типаж беззащитной девушки-жертвы, как раз идеальный для слэшера. По характеру она очень мягкая и во всём соглашается с Полом, лишь изредка пытаясь спорить с ним. Однако именно ей надлежит преодолеть свой страх, который актриса очень убедительно изображает, и сразиться с Джейсоном.
Режиссёр по максимуму использовал лесной пейзаж, динамично монтируя погони и просто прогулки по лесу. Но, самое главное, Стив Майнер превзошёл Шона Каннингема в плане атмосферы. Усвоив уроки Альфреда Хичкока и Джона Карпентера, к шедеврам которых он предусмотрительно сделал отсылки, Майнер создаёт чувство тревоги у зрителя даже в дневных сценах, ведь маньяк, который убил выжившую героиню оригинала в прологе, всегда где-то поблизости. При помощи ненавязчивых тревеллингов, вида от лица убийцы и тревожной музыки Гарри Манфредини режиссёр создаёт предчувствие беды. Он умело обманывает ожидания зрителя, показывая маньяка и его действия вовсе не в тот момент, когда этого ждёт наблюдатель. Манипуляция напряжёнными сценами уже свидетельствовала о серьёзном режиссёрском потенциале Стива Майнера. Его предшественник оказался не столь эффектен как хоррормейкер, оттого и снял следующий заметный фильм лишь на исходе 1980-х гг. – фантастический триллер «Глубоководная звезда 6» (1988), ставший главной режиссёрской удачей Каннингема.
Режиссёр по максимуму использовал лесной пейзаж, динамично монтируя погони и просто прогулки по лесу. Но, самое главное, Стив Майнер превзошёл Шона Каннингема в плане атмосферы
Стив Майнер стал единственным, кто снял больше одного фильма из «джейсонианы», а последующие сиквелы (исключая впечатляющую 7 часть в постановке мастера спецэффектов Джона Карла Бюхлера) лишь доказали правильность первоначального намерения продюсеров поставить точку в эпопее о Джейсоне Вурхисе на четвёртой части. Ведь последующие серии в той или иной степени повторяли первые две и шли по убывающей в плане художественных достоинств, лишь раз поднявшись ввысь с талантливо сделанной 7 частью (1988).
Отдельно стоит сказать про насилие. Стив Майнер не боялся вырезать лишнюю кровь, дабы она не разрушала атмосферу ужаса. Ведь не примитивную мясорубку создавал постановщик. Некоторые убийства он и вовсе оставил за кадром, доверив воссоздание картины произошедшего воображению зрителя. Мастерски Майнер распорядился и
эротическими сценами, отлично применив плавный тревеллинг в сочетании с крупным планом в сцене, где Вики переодевает трусики, готовясь к свиданию с Марком. Камера, скользящая по её бёдрам вслед за спускаемым нижним бельём в сочетании с дальним планом, показанным от лица незримого наблюдателя через раскрытое окно, создаёт необходимый градус эротического напряжения, напоминая зрителю, как он сам подглядывал за переодевающимися девочками в период активного пубертата.
Похожий приём Стив Майнер применяет и при показе раздевающейся для купания Терри, помещая актрису в центр кадра в профиль, а затем монтируя её со спины, идущей в ночное озеро, в глади которого растворилась луна, с видом от лица кого-то, смотрящего из-за кустов. Чуть подрагивающий кадр создаёт тревожное ожидание, а фокус сосредоточен на белых ягодицах Терри, выделяющихся как среди её загорелого тела, так и в ночном пейзаже, вызывая в памяти купальщиц импрессиониста Клода Моне. Не такие ли сцены идеально сочетают тревогу и эротизм, за что многие и любят слэшеры? К сожалению, не у всех режиссёров хватает умения правильно эти сцены подать.
Стив Майнер дебютировал отличным слэшером, который с годами стал образцом жанра, как и первая часть. Впечатляющий коммерческий успех позволил Майнеру начать карьеру постановщика хоррора категории A, составив конкуренцию как Джо Данте, так и другу Каннингема Уэсу Крэйвену. Шон же вернулся к своему детищу как продюсер лишь в 1990-е гг., когда снимались последние части оригинальной франшизы. Эти фильмы были уже бледной тенью частей 1980-х гг., разве что кроссовер «Фредди против Джейсона» (2003) выиграл от соединения двух самых известных маньяков слэшеров последней трети XX века.