Еретичка Бенедетта
Искушение (Benedetta), 2021, Пол Верховен
Артур Сумароков рассказывает про скандальный фильм Пола Верховена
ХVI век, Тоскана. В одном из здешних монастырей пребывает с юных лет Бенедетта – монахиня с острым пронзительным взглядом, светлыми волосами и большими амбициями. Насколько это, конечно, возможно в условиях жёсткого монастырского быта под присмотром матери-настоятельницы Фелиситы. С появлением в монастыре Бартоломеи – девушки, выбравшей жизнь в монастыре вместо постоянного абьюза – жизнь Бенедетты резко расцветет лесбийским промискуитетом, стигматами и богохульными (или, если угодно, богоборческими) видениями.
“Бенедетта” Пола Верховена, кажется, ставит своей целью дать краткий курс синефилии всем тем миллениалам и зумерам, которые по объективным причинам не застали ни голландского триумфа режиссера, ни его американского периода, и уж тем более не в теме такого небезынтересного жанра кинематографа как nunsploitation, пик которого пришёлся в Европе на и без того трансгрессивные семидесятые. Французский период в творчестве Верховена, стартовавший пять лет назад с эротическим триллером “Она” с Изабель Юппер, к тому же служит исключительным доказательством того, что далеко не всегда режиссеры в нежном возрасте 83 лет могут терять собственную хватку и впадать в невнятицу, как, к примеру, случилось это с Фрэнсисом Фордом Копполой и Брайаном де Пальмой.
Для начала, впрочем, стоит напомнить что в основу сценария “Бенедетты” легла книга Джудит К. Браун «Нескромные поступки: Жизнь монахини-лесбиянки в Италии эпохи Возрождения» 1986 года, посвящённая исследованию одного из первых документально зафиксированных фактов лесбийских отношений. В качестве “обвиняемой” со стороны католической церкви выступала монахиня Бенедетта, “посмевшая” вступить в однополые отношения со своей товаркой. Выйди эта книга лет на 15 раньше, она, несомненно, была бы проэксплуатирована вдоль и поперёк в рамках жанра nunsploitation, который дал миру не только, к примеру, “Дьяволов” Кена Рассела, но и не менее великих “Алюкарду” Хуана Лопеса Моктесумы и “Еретичку Флавию” Джанфранко Мингоцци. Пол Верховен, оставаясь все тем же изощренно ироническим постмодернистом, как и во времена “Вспомнить всё” и “Основного инстинкта”, снимает не философскую драму на брессоновских щах, а тот самый нахальный эксплуатейшн, понемногу отщипывая цитаты из вышеперечисленных “Алюкарды” и “Еретички Флавии”, где-то уместно зарифмовывая экспозицию картин (сравните начало фильма Моктесумы и Верховена), а где-то умиленно подмигивая бодрой телесной брутальности Мингоцци, уравнявшего в свое время насилие над женщинами как в мире христианской веры, так и мусульманской. Бенедетта, однако, в меньшей степени желает быть жертвой, в отличии от Флавии – Бога ли, козней настоятельницы или неких обстоятельств, не имеющих никакой внятной логики, кроме логики ночного кошмара.
Кадр из фильма “Искушение”
Историко-эротическая драма “Бенедетта” это и очередная вариация на знаковую для Пола Верховена тему женской власти и обретения женщинами голоса в, скажем так, не самом доброжелательном социуме (патриархат церковный = патриархат как таковой). Бенедетта Карлини – идейная наследница наиболее культовых женских образов в
кинематографе Верховена: от Китти из драмы “Китти-вертихвостка” через Кэтрин Трэммел в “Основном инстинкте” до Мишель из “Она”, хотя не без интереса стоит отметить что “Бенедетта” в немалой степени является зеркальным отражением “Шоугелз” – тот эпохально похабный великий китч тоже в первую очередь был сугубо политической картиной о сестринстве в стервозном изводе на фоне казино Лас-Вегаса – тоже ведь в некотором вроде храмов, где свято верят в удачу и собственные амбиции любой ценой. Номи Мэлоун предпочла разувериться, Бенедетте Карлини на поверку вовсе не обязательно верить в бога чтоб стать его, так сказать, “невестой”. Верховен позволяет зрителю сомневаться в реальности видений своей героини, за каждым поступком которой начинает вполне конкретно проступать бойкая целеустремленность и здравый логический расчет. Слепая вера не даёт возможность мыслить критически и жить исходя из разума, а не неких симптоматичных порывов сердца, души и прочего, что так любят воспевать и по сей день всякие поэты в спермотоксикозе. А что если и нет никакого бога, что если вся эта вера не более чем безумие вкупе с тотальной манипуляцией сознанием? А что если святая дева это не более чем обычная шлюха, тоже, впрочем, святая, только в своей непогрешимой уверенности “перевернуть игру” и получить то что даёт религия – власть над другими и, наконец, власть над собственным телом, которое “не твоё”, слишком грязное и грешное? “Бенедетта” Пола Верховена сплошь состоит из таких вопросов, но голландский режиссер едва ли стремится отвечать на них в лоб, предпочитая прямолинейности двусмысленность сюжета и тройственность нарратива, ничуть не боящегося эстетически антиисторического бардака.
Историко-эротическая драма “Бенедетта” это и очередная вариация на знаковую для Пола Верховена тему женской власти и обретения женщинами голоса в, скажем так, не самом доброжелательном социуме (патриархат церковный = патриархат как таковой).
В “Бенедетте” вся историческая фактура намеренно подернута дымкой наркотического опьянения и фанатичного безумия, и, как и во всех своих лентах про дела давно минувших дней (будь это “Солдаты королевы” или “Плоть и кровь”), Пол Верховен по-прежнему привязан к современности, в которой, благодаря cancel culture, появились свои святые и неприкасаемые. Если вспомнить тот немаловажный факт что Пол Верховен атеист, и в том или ином виде тема божественного (не)вмешательства присутствует чуть ли не в каждом его фильме, то очевидным становится сильнейший антиклерикальный пафос “Бенедетты”. Бог есть, бог умер, бог из машины. Но был ли этот бог, ей богу!?