//Рецензия на “Купе номер 6” Юхо Куосманена

Рецензия на “Купе номер 6” Юхо Куосманена

Мрачное обаяние Севера

Купе номер 6, Юхо Куосманен, 2021

Дмитрий Котов – о роуд-муви, взявшем Гран-при жюри на Каннском кинофестивале

Финская студентка Лаура, изучающая в Москве археологию и не без труда говорящая по-русски, отправляется в Мурманск, чтобы увидеть петроглифы. В одном купе с ней едет на заработки неотесанный и хамоватый шахтер Леха. В течение поездки Лаура страдает по своей московской подруге, которая не смогла/не захотела сорваться в вояж вместе с ней, а Леха — докапывается до попутчицы то ли от скуки, то ли от глубинной симпатии, вынуждая ее на откровенные разговоры и безрассудные поступки.

Кадр из фильма “Купе номер 6”

«Купе номер 6» — экранизация одноименного романа финской писательницы Росы Ликсом, вышедшего в 2011 году. В отличие от литературного первоисточника, действие фильма перенесено из 80-х в 90-е. Притом дух времени воссоздан безукоризненно: автомобили, улицы, интерьеры, одежда, реквизит и, конечно, сам поезд — всё в точку, всё именно оттуда.

Моя коллега по изданию иронично назвала этот фильм «лучшей рекламой авиаперелетов». Вообще, эмоциональные отклики на атмосферу «Купе номер 6» сильно разнятся. Многим кино кажется ламповым и уютным. И оно, безусловно, облечено в цельную, завершенную форму трагикомичного роуд-муви с лирическим оттенком. В Европе хвалят Юру Борисова за удачное попадание в образ, на родине — пророчат скорый выход на уровень медийности Александра Петрова. Однако алкогольные приступы патриотизма, гопнические наезды, глупые сцены ревности и харассмент оставляют сюжет в рамках суровой реальности, вызывая купейную клаустрофобию у героини Сейди Хаарла, а вслед за ней и у зрителя. Последующий флер романтического приключения и нотки ностальгии по догаджетовой эпохе плохо скрывают грязь и нищету — как материальные, так и духовные, которыми пропитывается долгое путешествие на Север, словно накрахмаленное вагонное белье соленым потом. Как ни парадоксально, в этой беспросветной национальной тоске — движущая сила фильма, выводящая затронутые в нем темы едва ли не на уровень классики русской литературы.

Железнодорожная драма Куосманена — это нечто большее, чем сборник стереотипов о России, которые предательски оказываются правдой. В первую очередь это кино о людях, страдающих от одиночества и стыдящихся своих чувств.

Железнодорожная драма Куосманена — это нечто большее, чем сборник стереотипов о России, которые предательски оказываются правдой. В первую очередь это кино о людях, страдающих от одиночества и стыдящихся своих чувств. О людях, которые изо всех сил пытаются быть гордыми, независимыми и позитивными, но более всего нуждаются в тепле человеческого общения и поддержке ближнего.

«Купе номер 6» — редчайший в современной истории совместный (притом удачный) проект Финляндии, России, Эстонии и Германии. Еще и вышедший при поддержке Минкульта, который обычно гораздо охотнее спонсирует всевозможный пропагандистский киношлак. Фильм вошел в шорт-лист «Оскара», получил Гран-при Каннского фестиваля, а рецензия в финской газете Ilta-Sanomat была опубликована с заголовком «„Купе номер 6“ — лучшее, что произошло между Россией и Финляндией за долгие годы».

Telegram
| | География: Европа Скандинавия
Автор: |2022-01-16T11:53:06+03:0017 Январь, 2022, 11:21|Рубрики: Рецензии|Теги: |
Дмитрий Котов
Коренной москвич. Искусствовед, специалист по архитектуре. Автор видеоблога о достопримечательностях Москвы и не только. Между делом — суровый Grammar Nazi. Из всех дам более всего уважает Кровавую Мэри, на остальных смотрит ласковым взглядом Ганнибала Лектера. Обворожён короткометражной анимацией и чернушным российским артхаусом, как кот сметаной. С многолетней депрессией борется путем вдумчивого просмотра кино с родины фьордов и Карлсона
Сайт использует куки и сторонние сервисы. Если вы продолжите чтение, мы будем считать, что вас это устраивает Ok