Элизиум: Рай не на Земле (Elysium), 2013, Нил Бломкамп, заметка
Глеб Шашлов о разрывающем изнутри желании Нила Блокампа поделиться историями из жизни гетто.
Недалекое будущее: элиты переместились на орбитальную станцию и вкушают омаров, а земляне, в основной массе, работают на заводах и терпят различные обструкции от недобрых механизмов. Молодой человек с криминальным прошлым ныне с гладкой головой мастеровой, и мечтает о красивой жизни подальше от грязных трущоб. Наверху тоже неспокойно: там ультраправая Сара Пейлин палпатинисто лезет к власти ради власти, а беженцев сбивают на подлете.
Пыльно не значит стильно, а если зритель подсознательно ждет, когда же из-за бугра выползет фанерный розовый танк, то это – просто провал, и ничего кроме
Такое чувство, что Бломкампа разрывает изнутри желание поделиться историями из жизни гетто, да похлеще, чем Бойла с его эксплуатационным миллионером – настолько все остальное задвинуто куда-то далеко. Злодеям забыли прописать мотивацию, у героя она ограничивается мультяшной. Сатира на общественное расслоение ужалась до бесплатной медицины, а красивые люди ютятся где-то на задворках, не выполняя в сюжете хотя бы минимальной декоративной функции. Что действительно удается – так это мимоходом вплетать гаджеты и футуристичные мелочи в привычный уклад, а в отношении людей и характеров все несколько сложнее и печальнее. Единственная, пожалуй, находка – как удивительно идентично действуют приверженцы социализма и анархии, при этом так различаясь в целях. Счастье для всех, даром, и никто из обиженных не уйдет. Тысячи потенциально занимательных вещей не раскрыты никак, а общий уровень истории болтается где-то на уровне диснея. Пыльно не значит стильно, а если зритель подсознательно ждет, когда же из-за бугра выползет фанерный розовый танк, то это – просто провал, и ничего кроме.
AlteraPars: рецензия Игоря Нестерова