//Рецензия на “Совершенное оружие” Марка ДиСалле

Рецензия на “Совершенное оружие” Марка ДиСалле

На пути к дракону

Совершенное оружие (The Perfect Weapon), 1991, Марк ДиСалле

Андрей Волков – о рукопашном боевике режиссера “Кикбоксера”

У знаменитого хита Жан-Клода Ван Дамма «Кикбоксёр» было два режиссёра. Один из них, Дэвид Уорт, пошёл по кривой дорожке малобюджетной жанровой продукции, где халтура чередовалась с неплохими работами. Другой же, Марк ДиСалле, стал продюсером боевиков со сценами рукопашного боя, причём все они сняты для кинотеатрального проката. «Ордер на смерть», «Уличный рыцарь» – вот их краткий перечень. «Совершенное оружие» ДиСалле поставил сам, и это, к сожалению, пока его последний фильм как режиссёра.

У этого боевика есть много общего с дебютным фильмом Стивена Сигала «Над законом», но не в плане сюжета, а скорее по части автобиографичности. Джеффа Спикмана ныне не каждый киноман вспомнит, но когда-то он считался весьма перспективной фигурой на роль героя боевика. Спикман не только мастер единоборств, но и обаятельный актёр, что позволяло ему достойно выглядеть в ролях, например, учителей или просто отцов семейств. Не все фильмы со Спикманом были боевиками, некоторые фантастикой и приключениями. Его фильмография довольно короткая – Спикман не стал звездой боевиков класса A, но и сниматься во второсортном экшне ему не хотелось. У него своя школа единоборств, которая Спикмана интересует гораздо больше, нежели изменчивая слава.

Учителем Джеффа Спикмана был Эд Паркер, основатель американской школы кэмпо-карате. Он же был постановщиком боевых сцен «Совершенного оружия». К сожалению, до премьеры Паркер не дожил, так как умер в аэропорту в декабре 1990 года, за несколько месяцев до официального релиза фильма.

Мы не берёмся судить насколько характер главного героя Джеффа соотносится с самим актёром. Но раз у героев одинаковые имена, то можно предположить, что Спикман вложил в образ что-то личное, помимо занятий кэмпо-карате. Ведь фильм, хоть и является боевиком, но посвящён философии боя. Два главных образа – тигр и дракон, как два пути для каждого человека, кто берётся осваивать боевые искусства. Мало в каких фильмах ставится вопрос – а для чего это человеку нужно. Во многом знании много и печали, как говорил ещё Екклезиаст. Вот и мастер боевых искусств – это не тот, кто умеет драться, а кто владеет самоконтролем и способен видеть разные варианты развития событий.

Кадр из фильма “Совершенное оружие”

Тигр – это нерассуждающая животная сила. Он живёт инстинктами и отвечает ударом на удар, силой на силу. Дракон мудр, оттого умеет применять силу дозированно и только тогда, когда это необходимо. Дракон не хвалится своими умениями, а скрывает их. Дракона не боятся, а уважают.

Экранный Джефф был отдан отцом в школу кэмпо для того, чтобы тот научился себя контролировать. Его необузданный нрав угрожал всем людям вокруг, прежде всего его младшему брату, который смотрел на старшего как на образец для подражания. Но если тигром стать легко – достаточно освоить физическую программу кэмпо, то дракона человек должен отыскать в себе, ибо это опыт, мораль, мировоззрение, понимание добра и зла и познание своей души. Неслучайно подросший младший брат, став полицейским, говорит старшему, что грань между нами и бандитами тонка. Любой может скользнуть на тёмную дорожку, если не научится сдерживать свои желания.

Простой сюжет о мести за убитого друга подан режиссёром многопланово, так что каждый найдёт что-то своё в этой практически классике жанра. Мастерски поставленные сцены единоборств соседствуют с размышлениями о познании себя, как основе боевых искусств. Причём всё это не выглядит спекулятивным, а логично вытекает из самой природы кэмпо. Драка и боевые искусства – разные вещи. Неслучайно буддистский монастырь Шаолинь стал меккой для желающих постичь их тайны. Искусство боя ничто без знания собственной души, ибо человек, одержимый страстями, познав тайны ведения боя, становится опасен и для себя, и для окружающих.

В этой связи проекцией возможного будущего Джеффа выглядит наёмный убийца Танака, который также унаследовал определённые черты Самурая Делона – молчаливость, безжалостность. Только он не мучается никакими экзистенциальными вопросами. Смерть для Танаки – это искусство, ему нравится убивать, а на трупы он кладёт цветки, как свой автограф.

У этого боевика есть много общего с дебютным фильмом Стивена Сигала «Над законом», но не в плане сюжета, а скорее по части автобиографичности. Джеффа Спикмана ныне не каждый киноман вспомнит, но когда-то он считался весьма перспективной фигурой на роль героя боевика

Танака – могущественный тигр. Он обладает поразительной физической силой, выносливостью и полностью аморален. Пожалуй, единственная человеческая черта в нём – это преданность криминальному боссу Ёнгу, в колоритном исполнении Джеймса Хонга, хитром и изворотливом старике, который едва не использовал Джеффа в своих целях.

Танаку отлично сыграл знаменитый американский мастер боевых искусств Чарльз Калани (1930 – 2000), более известный своим участием в рестлинге под псевдонимом Профессор Тору Танака. Калани лишь в зрелом возрасте заинтересовался кино, играя, как и другой мастер единоборств Боло Йенг, в основном злодейские роли, на что работал и его типаж. Даже в 60 лет Калани был силён, как скала, и идеально подходил для роли молчаливого корейского убийцы. Финальный поединок с ним – одна из лучших сцен, как фильма, так и всего жанра боевиков с восточными единоборствами. Бой Джеффа с Танакой словно битва с самим собой, со своим двойником из будущего. В Танаке гипертрофированно воплощены все черты тигра, но отсутствие мудрости и справедливости дракона – его уязвимое место.

Интересно, что в жизни Чарльз был полным антиподом своих героев – добрым, мягким человеком с чувством юмора. Однако врождённый артистизм позволял ему убедительно изображать злодеев как на ринге, так и в кино. Сам Калани признавался, что именно спорт помог ему обуздать свой неукротимый нрав и направить его в нужное русло.

Другим достоинством фильма является полное отсутствие пафоса, что мы, к сожалению, нечасто видим теперь в голливудских боевиках. Многие сцены сняты с юмором, за который отвечает юный друг Джеффа, который также воспринимается как его двойник, но из прошлого, из того времени, когда он сам был трудным подростком.

Ярость, поселившаяся в его сердце после смерти матери, негативно воздействовала на младшего брата, для которого Джефф был дурным примером. Но с возрастом Джефф стал понимать, что демонстрация силы не главное в бою, а убийство приближает его к Танаке. Дракон отличается от тигра наличием морали, осознанием, что есть табу, которые нельзя переступать, дабы уберечь свою душу от искушения силы. И что лучший бой тот, который не состоялся.

Facebook
Хронология: 1990-е | | География: США
Автор: |2020-06-01T18:43:37+03:002 Июнь, 2020, 11:39|Рубрики: Рецензии|
Андрей Волков
Житель города-героя Тулы, вооруженный крепкими нервами и исследовательским интересом относительно глубин киноавангарда. Любит Ингмара Бергмана и неформатные хорроры. Термист по профессии и знает, из чего куётся хорошее кино – а плохое принципиально не смотрит, жизнь для него слишком коротка.
Сайт использует куки и сторонние сервисы. Если вы продолжите чтение, мы будем считать, что вас это устраивает Ok