Новая Лара Крофт
Tomb Raider: Лара Крофт (Tomb Raider), 2018, Роар Утхауг
Андрей Волков – о новой “Ларе Крофт”
В 2000-е гг., когда первый раз продюсеры перенесли на экран видеоигру «Tomb Raider», был настоящий бум приключенческих фильмов – «Дети шпионов», «Сокровище нации», «Сахара», «Сокровище Амазонки». Тогда же вышла и пока последняя часть «Индианы Джонса». Также активно экранизировали компьютерные игры. «Обитель зла» даже сумела разрастись до франшизы, и стала настоящим семейным подрядом Миллы Йовович и её мужа Пола У. С. Андерсона.
Как и в 1950-1960-е гг., зрители охотно ходили на ленты о приключениях героев на далёких островах, повествования о поисках клада, тайных знаний, артефактов, дающих власть. А уж фанаты бездумных стрелялок наполняли казну продюсеров при походах на экранизации видеоигр. Даже Уве Болл не оставался без прибыли. Ругали его за «Дом мёртвых», «Один в темноте», «Бладрейн»…, но всё равно смотрели. Пусть потом разочарованные геймеры и писали петиции с требованием отстранить предприимчивого немца от кино.
И как всё изменилось! Мода словно мартовский кот – крутит хвостом и бегает от кошки к кошке. Поэтому напрасно гнаться за ней – всё равно не догонишь. Фильмы про зомби, казалось бы, забытые, вдруг восстали из могилы и заходили гниющими трупами по экрану. А были и не гниющие, просто инфицированные, которые активно бегали и заражали людей. Комиксы тоже пережили второе рождение. Их экранизировали особенно часто в 1980-е гг., зато потом интерес публики резко пошёл на спад. И вот спираль замкнулась, и всё вернулось на круги своя.
Анджелина Джоли, первая Лара Крофт, отказалась сниматься после второй части, возможно, почуяв скорое падение интереса и к играм, и к приключениям. Нынешняя исполнительница этой роли Алисия Викандер тогда была подростком и сама играла в «Tomb Raider», о чём честно сказала в интервью. Так что для неё приглашение на роль было лишним поводом вспомнить детство, ведь оно живительный источник не только для героя «Земляничной поляны» Ингмара Бергмана. Викандер по возрасту уже не могла прикоснуться к гению знаменитого шведа. Он ушёл из театра тогда, когда Алисия ещё рубилась со злодеями в видеоигре, а Анджелина Джоли помахала Ларе ручкой и переместилась в «Небесный капитан и мир будущего».
Кадр из фильма “Tomb Raider: Лара Крофт”
Но иное воспитание, другая актёрская школа всегда чувствовались в Алисии. Многого ей Голливуд предложить не мог – разве что блокбастеры и комиксы. Оттого шведская актриса осела в Лондоне, где и кино лучше, и простора для творчества больше. Поэтому новую экранизацию если и можно сравнить со старой, то только в контексте того, как отличаются подходы к одному жанру в США и Англии.
О старой «Ларе Крофт» и сказать нечего – не Спилберг снимал, оттого и запомнились разве что каскад спецэффектов, да грудь Анджелины, за оголение которой ей заплатили немалые деньги. Смешно сказать, но новая Лара именно по этой части кое-кого не устроила. Тогда надо было Джессику Бил звать – в мокрой майке она Майклу Бэю понравилась, оттого и досталась ей главная роль в ремейке «Техасской резни бензопилой».
Но если отойти от иронии и перейти к серьёзному разговору, то с выбором Алисии английские продюсеры не ошиблись. Она легко переигрывает грудастую Анджелу, поскольку играет характер, а не очередную искательницу приключений. Новая Лара, несмотря на то что из богатой семьи, признавать своего пропавшего отца мёртвым и тратить его миллионы не спешит. Она хочет сама выбиться в люди, оттого занимается боксом и работает курьером. Она не верит, что отец погиб, хоть нет от него вестей семь лет, поэтому пытается разгадать головоломку его исчезновения, пользуясь подсказками, которые оставил её отец.
Было бы странно, чтобы в английском блокбастере авторы забыли о национальной культуре. Англичане народ гордый – не зря премьер-министр в «Любви вокруг нас» перечислял самодовольному американскому президенту, чем может гордиться Англия. Детектив, исконно английский жанр, пусть и восходящий к прозе американца Эдгара По. Ну, как американца. От Эдгара можно было и по фейсу получить за такое оскорбление. Он считал себя европейцем и часто бывал во Франции, где происходит действие многих его произведений. Поэтому и в новой версии «Tomb Raider» немало от детектива. Лара Крофт не супервумен, а сыщик-любитель, подобно героям Гилберта Честертона и Уилки Коллинза. Грудью пусть американки заманивают, а у английских девушек есть порода и интеллект.
То, что Лара Крофт совсем не так крута, как Джоли, понятно уже в первой сцене, где персонаж Викандер с треском проиграл бой на ринге. И если вы думаете, что сейчас Алисия поедет постигать секреты боевых искусств к старцу с белой бородой, опередив Невесту из «Убить Билла», то вы серьёзно заблуждаетесь. Это американцы стремятся доказать всем и каждому, что круче них нет, а вот у англичан иные приоритеты. Прежде всего, Ларе хочется найти отца, а заодно и смертоносное оружие, чтобы оно не попало в руки злодеев. Понятно, что к детективному сюжету всегда прилагается преступник, которого надо вывести на чистую воду, пока он не погубил весь мир.
Но, что гораздо важнее, новой Ларе нужно найти своё призвание. Её отец, имея миллионы, не желал вести жизнь скучного богатея. Его тянуло к приключениям, к постижению чего-то более важного, чем деньги. Вот и его дочь желает почувствовать себя нужной. Романтика странствий для неё дороже управления фирмой отца. И пусть говорят некоторые, что для того, чтобы удирать на острове от злодеев, у нее грудь маловата, мы-то знаем, что с размерчиком а-ля «Спасатели Малибу» по джунглям не побегаешь.
Подождите, но кто-то обещал серьёзный разговор. Да вот и нам в Голливуде обещали, а на деле наварили бабла и смылись, только грудь Анджелы и видали. Англичане же не только жанром детектива славятся, но и знаменитой иронией. Вот и «Tomb Raider» не только с грудью обманул, но и с жанром. Перед нами уж никак не бестолковая стрелялка и не женская версия «Рэмбо», а скорее фильм, сделанный с немалой иронией относительно законов приключенческого боевика.
Норвежскому постановщику Роару Утхаугу, снимавшему у себя на родине разножанровые фильмы, удалось сделать экшн с человеческим лицом, который, словно алмаз, сверкает перед зрителем разными гранями. Это и приключения в далёких странах, и детективная история о поиске отца, но и тонкая комедия о девушке, которая не ищет лёгких путей
Подобно героям Марка Твена, Ларе довелось побывать и принцессой и нищей. Хочешь выжить в мире хищников – имей хитрость. Грубая сила не всегда поможет, а вот удача и оптимизм, возможно, приведут к цели. У Лары пока и парня-то нет (может, в маленькой груди дело?), оттого и поддержать некому – приходится выживать одной. И приключения, выпавшие на её долю по «вине» пропавшего отца, словно специально посланы ей, чтобы закалить характер и помочь разобраться в себе. Ведь не зря её отец на видеозаписи говорил, что это самое важное.
Норвежскому постановщику Роару Утхаугу, снимавшему у себя на родине разножанровые фильмы, удалось сделать экшн с человеческим лицом, который, словно алмаз, сверкает перед зрителем разными гранями. Это и приключения в далёких странах, и детективная история о поиске отца, но и тонкая комедия о девушке, которая не ищет лёгких путей. Она не супергерой, а скорее баловень судьбы, как Бебель. Она не желает становиться хищником, как многие, чтобы выжить в неприветливом мире капитализма, но стремится найти себя, обрести внутреннюю суть, гармонию в своей душе и, конечно, тех, кто готов её поддерживать в её исканиях.
Вот и постановщик не ищет лёгкого пути к сердцу зрителя, даже большой грудью других претенденток не соблазнился. Зато у него получился фильм в лучших традициях старых блокбастеров, рассчитанный на разные уровни восприятия. Пожалуй, именно этой многомерности истории и не хватало старой экранизации, в которой всё было слишком просто и слишком стремительно, словно в клипе, растянутом на полтора часа.
Учитывая неплохие кассовые сборы, версия Утхауга всё-таки нашла своего зрителя, а Алисия Викандер получила возможность сыграть своего детского кумира – Лару-Большая грудь-Крофт, только по-своему, с привлечением всего актёрского арсенала, которому её обучили в Швеции, так что персонаж воспринимается живым человеком, который может кому-то нравиться, а кому-то нет. Девушка из грёз перевозбудившихся юнцов, которая лихо расправлялась с врагами на экране приставки, превратилась в персонаж, который интересен не бойцовскими навыками, а внутренней сутью. Этим и отличается новая экранизация от старой, которую и не помнит никто спустя почти 20 лет, ну разве что продюсеры себя ругают, что так дорого Анджеле продались, ведь Тимур Бекмамбетов в «Особо опасен» за гораздо меньшие деньги её раздевал.