Голова в облаках
Великан (Jätten), 2016, Йоханнес Нюхольм
Дмитрий Котов — о социальной драме про необычного человека
Каждый, кто хотя бы шапочно знаком со скандинавским кинематографом, знает его остросоциальную специфику. Шведы обожают в своих фильмах отстаивать права притесняемых и обделенных, сирых и убогих, отличных от устоявшейся усредненной «нормы» — начиная от гомосексуалов и трансгендеров, заканчивая мигрантами и одинокими стариками. «Великан» Юханнеса Нюхольма тоже легко вписывается в этот ряд, однако его центральная фигура, пожалуй, чуть интереснее — 30-летний аутист Рикард Буберг с врожденными деформациями лица и тела.
Кадр из фильма “Великан”
Рикард живет в гётеборгском интернате для людей с особенностями. У него ранимая душа, но сильный характер. Всё, чем дышит этот маленький, нелепый, ужасный на лицо, но добрый внутри человечек — мечты о встрече с душевнобольной матерью и страсть к игре в петанк. Вид спорта в нашей стране, прямо скажем, непопулярный. Если вы видели когда-нибудь европейских дедушек и бабушек, бросающих тяжелые металлические шары в маленький шарик другого цвета, то знайте, что вот это петанк и есть. Кино между делом помогает понять суть игры и даже проникнуться к ней определенным интересом. В программе мероприятий: заседания и тренировки клуба «Три шара» (его эмблема и название — забавная пародия на гербовые три короны), празднование дня рождения в дружной компании и даже поездка на чемпионат Скандинавии в Копенгаген. Все эти события становятся незатейливой, но наглядной иллюстраций тех трудностей и напастей, которые сваливаются на беднягу Рикарда. Необычно, что характерная съемка ручной камерой, вписывающаяся в формат «Догмы 95», перемежается кадрами малобюджетных, но весьма любопытных спецэффектов-фантазий, что визуально разграничивает унылую реальность и внутренний мир парня. Нюхольм дарит зрителю несколько ярких и запоминающихся образов, таких как растрепанная мама в домашнем халате, с попугаем на плече и аккордеоном в руках, поющая сыну песенку про бабочку и тролля.
Несмотря на то, что мир не без хороших людей, принять всех, кто ограничен в своих возможностях физически, ментально, психически или социально, он пока не готов и не способен
«Великан», получивший в 2017 году «Золотого жука» (главную кинопремию Швеции) как лучший фильм, очень наивен, светел и прост с одной стороны, но реалистичен, суров и безысходен с другой. Он построен на контрасте отношений окружающих к главному герою — тепло и забота друзей и близких в противовес жестокости, неприятию и цинизму всех остальных. При всей кажущейся легковесности происходящего, подпитанной фэнтезийным компонентом самоощущения Рикарда, представляющего себя сказочным великаном, фактический режиссерский посыл тревожен и мрачен. Несмотря на то, что мир не без хороших людей, принять всех, кто ограничен в своих возможностях физически, ментально, психически или социально, он пока не готов и не способен. Увы, насквозь прошитая равнодушием, усеянная ярлыками и предрассудками действительность, в соответствии с безжалостными законами социума, выплевывает таких отверженцев на обочину бытия, выдавливает их, заставляя искать убежища в живописных долинах своих мечтаний и грез.