Полина Глухова рассказывает о важных лентах из программы недавнего Биеннале
Тихие фильмы
В 2016 году Антуан де Бери снял прелестный короткометражный фильм «Детство предводителя», получивший награду Canal+ в Каннах. Молодой розовый кустик французского кино Венсан Лакост сыграл в фильме милого недотёпистого актёра, исполнившего роль де Голля в юности. Его приятеля сыграл Феликс Моати, знакомый широкой публике ровесников по фильму «Lol», ловко дебютировавший в полнометражной режиссуре картиной «Два сына», где одну из центральный ролей так же исполнил Лакост.
Это уютное актёрско-режиссёрское комьюнити, вероятно, постепенно заполняет собой полку тихого и светлого французского кино, словно маленькие солдатики-де-Голли.
Антуан де Бери показал уже более развёрнутую версию «Предводителя» в программе венецианских «Горизонтов» этого года. Фильм называется «Мои дни славы», повествует про бесславные дни симпатяги-актёра Адриана. Очень смешное и очень грустное переосмысление образа Питера Пэна, который наконец получает возможность работы (быть Шарлем де Голлем в юности), однако неизлечимый инфантилизм, хандра, сомнения не дают свершиться ничему хорошему. Романтики как были лишними, так и будут жить на отшибе, напоминая о себе в редких фильмах, вякая что-то очень остроумное и щемящее с задней парты.
Кадр из фильма “Мои дни славы”
С фильмом этим получилось, словно по сюжету – он всё проиграл. Награда в программе досталась натужной и скучной, но короткой картине «Возвращение» Джессики Палю. Ощущения от фильма-победителя можно описать примерно так: личико Нильса Шнайдера не выпачкать сельской грязью и сельским сексом, в то время как Адель Экзаркопулос будет оставаться диким и сельским сексом, даже если на красную дорожку её нарядит Камиль Сейду.
Относится это, впрочем, только к этому фильму. Ну, или почти только.
Израильская режиссёрша Керен Бен Рафаэль представила публике фильм «Конец любви», в рамках программы «Biennale College Cinema», профинансированный одноимённым колледжем. Француженка Жюли и израильтянин Юваль с самой экспозиции разлучены формальностью визовых трудностей. На протяжении фильма муж и жена ведут диалог в некоем face-мессенджере и всё самое важное в жизни вынуждены обсуждать в сети, а если не обсуждать – то совершать поступки на глазах друг у друга. У них есть совсем маленький сын, неоспоримый повод для Юваля всё-таки вернуться в Париж.
Негромко интересный киноязык Керен Бен Рафаэль подводит возлюбленных к невозможности любви на расстоянии. Финал отматывает историю к её началу, когда влюблённые впервые встретились и провели незабываемые дни в солнечном Израиле. Но салюты в ночном небе, которые стреляют будто бы в обратную сторону, закрываясь, словно цветы на ночь, свидетельствуют именно о «финале». Эти залпы рассказывают о том, что когда что-то заканчивается, нам неизбежно хочется вернуться к счастливой отправной точке.
Кадр из фильма “Конец любви”
Большие фильмы
В этом году Лука Маринелли получил Кубок Вольпи за лучшую мужскую роль в фильме «Мартин Иден» Пьетро Марчелло. Фильм – вольная экранизация большого романа Лондона, экранизация невероятной красоты и пластичности. Трудно уживается вместе социализм, горячее сердце, творчество и любовь к прекрасной даме, сердце которой не такое горячее. Однако мастерски ладят средства Марчелло: классический, казалось бы, инородный в здешних декорациях сюжет, хроника, портреты довоенного времени, плёнка, оживший Джорджо Зоммер, Джакомо Поцци-Беллини и Шаброль, сновиденческая девочка, танцующая на каблучках. «Salut, c’est encore moi» всему тому, что выдаёт в режиссёре горячее и бунтарское молодое сердце и не подражательную любовь к кинематографу.
Кадр из фильма “Мартин Иден”
Гран-при, а ещё ФИПРЕССИ, получил Роман Полански за большую и литературную картину «Офицер и шпион» – разыгранное дело Дрейфуса, где каждый воротничок и пуля на своём месте, где на экране оживают люди чести. Что, безусловно, вызывает много вопросов у активистов и не только: как это, Полански и честь? Но Лукреция Мартель, аргентинская кинематографистка и председатель жюри этого года, бойкотирующая ужины и дорожки «Офицера и шпиона», всё равно допустила приз. Вероятно, потому, что есть что-то «над» и «вне» повестки, хотя и на почве этих рассуждений возникает драка. Непонятно, кто здесь офицер, а кто шпион.
Кадр из фильма “Офицер и шпион”
76-й Венецианский кинофестиваль завершился необычной, но всё-таки предсказуемой победой истории о происхождении суперзлодея Джокера (режиссёр Тодд Филлипс). Мастерски исполненный, провокативный, зрительский (но КАК БЫ не до конца) фильм, неизбежно, победил, получил «Золотого льва». А кто, если не они? Филлипс любуется Фениксом в каждом миллиметре картины, сравнениям с «Таксистом» Скорсезе смело можно выстрелить в голову. В какой-то момент даже надоедает это обсуждать и транслировать.
Хорошо, что у важных наград выпали всевозможные «Babyteeth».
Кадр из фильма “Джокер”
Вне
Вне соревнований была показана картина Гаспара Ноэ «Необратимость» 2002 года. Из 2019-го (из перемен) – сцены расположены в хронологическом порядке. Фильм-легенда и пара-легенда, легенда-история, легендарная тёмная ночь. Сгусток крови, выплюнутый из лона жёсткого искусства. Необратимость, действительно, в неважности очередности событий, ведущих к. Эксперимент-показ на экране и quod erat demonstrandum.
Кадр из фильма “Необратимость”