////Old fashioned: “Соки земли” Гуннара Зоммерфельда

Old fashioned: “Соки земли” Гуннара Зоммерфельда

Поэма о труде

Соки земли (Markens grøde), 1921, Гуннар Зоммерфельд

Андрей Волков – о немой экранизации романа Кнута Гамсуна

2 декабря этого года исполнится 100 лет со дня премьеры экранизации одноимённого романа Кнута Гамсуна «Соки земли». Норвежское немое кино далеко не так известно киноманам, как, например, американская «немая комическая» или же немецкий экспрессионизм. Тем любопытнее ознакомиться с выдающимся произведением скандинавской кинематографической школы.

Автором сценария, режиссёром и исполнителем одной из второстепенных ролей стал Гуннар Соммерфельд (1890 – 1947), знаменитый датский кинематографист «немой поры». Подобно Гендальфу, он странствовал по всей Скандинавии, снимая экранизации литературных произведений. В середине 1920-х гг. Соммерфельд снимал документальное кино за пределами Скандинавии, а с приходом звука, как и многие его коллеги, закончил кинематографическую деятельность. Есть информация, что в 1940-е гг. Соммерфельд владел отелем в Копенгагене, где был арестован за мошенничество и скончался в тюрьме, немного не дожив до 57 лет.

Как бы ни сложилась судьба постановщика, он был выдающимся мастером своего времени, что не позволило уйти в тень его картинам, прежде всего «Сыновьям земли», снятым в Исландии в 1919 году, и «Сокам земли», созданным Соммерфельдом в Норвегии два года спустя.

Определённое тематическое сходство есть не только между фильмами. Похожи и писатели. Гуннар Гуннарссон является одним из крупнейших писателей-реалистов Исландии, как Кнут Гамсун Норвегии. Оба автора номинировались (а Гамсун и получил) на Нобелевскую премию по литературе, оба также встречались с Адольфом Гитлером в Германии. Вот только Гуннарссон не стал сторонником нацизма, а Гамсун открыто поддерживал фюрера всю войну, за что в 1945 году даже был судим.

Гуннар Соммерфельд и Кнут Гамсун не отличались благочестивой жизнью (по одной из версий, Соммерфельд и в киноиндустрии был замешан в экономических преступлениях), однако «Соки земли» вышел потрясающим фильмом – отрадно, что после пятидесяти лет забвения копия сокращённой версии ленты нашлась в архиве профессора-американца. Полная копия до сих пор не найдена, однако ныне из почти двухчасового фильма Соммерфельда доступно 95 минут включая финал – это ли не свидетельство бессмертия искусства?

Если почитать популярные статьи в Рунете, то нельзя не придти к выводу, что мы про норвежское кино знаем только то, что нам раструбили громогласные журналисты в XXI веке, то есть, что кино там появилось буквально недавно, а до этого норвежцы и не знали про изобретения Томаса Эдисона и братьев Люмьер.

Кадр из фильма “Соки земли”

Между тем, первый игровой фильм был снят в Норвегии в 1911 году Хальфрадом Нобелем Роэде и назывался «Проклятие нищеты». Автор, как и многие кинематографисты тех лет, вдохновлялся простенькими мелодрамами и снимал слезливые истории о несчастной (или счастливой) любви. Попереживать о чужой горькой доле и тем отвлечься от собственного скучного бытия.

В 1920 году Расмус Брейстен был одним из тех, кто обратил свой взор на сельскую жизнь. Он вспомнил истоки мелодрамы в виде знаменитого памятника древнегреческой письменности «Дафнис и Хлоя» (II в.) и последовавшее в период Ренессанса возрождение пасторального романа. Так была снята пасторальная мелодрама «Цыганка Анна» с датской звездой Астой Нильсен.

Гуннар Соммерфельд, объединившись с Кнутом Гамсуном, снял совершенно другое. У них получился один из первых реалистических норвежских фильмов. Именно за роман «Плоды земли» писатель годом ранее получил престижную Нобелевскую премию.

Если пасторальная традиция требовала возвышенных чувств и сентиментального восхищения простыми сельскими людьми, живущими в согласии с природой, то Гуннар Соммерфельд изображает противоположное. Главный герой Исаак своим трудом и усердием обрабатывает почву – тяжело, долго. Их с Ингер хозяйство постепенно разрастается, растёт и семья. Земледелие покоряется лишь труженику, и эта линия была в дальнейшем продолжена в классическом эпосе Эрманно Ольми «Дерево для башмаков» (1978). Итальянский классик, выпускник Миланской академии драматического искусства, едва ли мог не знать о романе Гамсуна и его экранизации.

Выдающийся датчанин облачает в кинематографическую форму рассуждения Жан-Жака Руссо о «естественном человеке», отчасти спорит с ними, ведь бедная родственница Ингер Олина ничего не делает, а только завидует. Исаак когда-то находился с ней в равных условиях, но благодаря любви к труду сумел стать зажиточным фермером. Во многом восприняв идеи великого философа о социальном равенстве, большевики под корень уничтожали лучших крестьян, самых трудолюбивых, смекалистых, объявляя их кулаками и уравнивая в правах с завистниками, вроде Олины.

С другой стороны, самому Кнуту Гамсуну были свойственны взгляды, лучше всего выражающиеся в термине Л. Н. Толстого «опрощение». Гамсун полагал, что человек и природа должны существовать в гармонии, а на земле всем места хватит. Главное, любить землю и трудиться на ней. От шедевра Соммерфельда и Гамсуна тянется нить и к неореалистическим поэмам 1940-х гг., прославлявшим простую жизнь и честный труд.

Другой пласт произведения Гуннара Соммерфельда можно назвать антропологическим. Исаак и Ингер словно дикари, которых должна просветить цивилизация. Она грубо вторгается в их жизнь тогда, когда у Ингер и Исаака всё налажено – приезжают люди из города, дабы добывать медь с горы и проложить по этой местности железную дорогу. Исаак и Ингер прежде ничего не получили от благ цивилизации, для чего и решили начать жизнь с чистого листа, вдали от людей. Ингер родилась с заячьей губой, оттого подвергалась насмешкам в посёлке. Желая уберечь от такой жизни новорождённую дочь, Ингер убивает её, за что её судят и приговаривают к 8 годам тюрьмы. Соммерфельд не оправдывает убийство, но верно показывает, что на преступление часто толкает окружающая действительность. Бедность создаёт почву для грабежей, а насмешки над физическими недостатками толкают человека и на более тяжкий грех.

«Соки земли» вышел потрясающим фильмом – отрадно, что после пятидесяти лет забвения копия сокращённой версии ленты нашлась в архиве профессора-американца. Полная копия до сих пор не найдена, однако ныне из почти двухчасового фильма Соммерфельда доступно 95 минут включая финал – это ли не свидетельство бессмертия искусства?

Кнут Гамсун, как и Юрий Олеша, считал зависть деструктивным чувством. Вместо того чтобы что-то делать самому, вдохновившись примеру соседа, Олина и другой сельский житель Бреде Ольсен только и думают, как бы нагадить ближнему своему. Бреде даже не помогает попавшему в беду жениху своей дочери, так как думает, что тот хочет подсидеть его в должности смотрителя железной дороги. Исаак, напротив, всем рад помочь и хочет только одного – чтобы люди жили своей жизнью и не лезли к нему и его семье.

Представитель Нобелевского комитета Харальд Йерне справедливо сказал, что роман Кнута Гамсуна «Плоды земли» будет актуален во все времена, так как близок любому человеку, где бы он ни жил и кем бы ни работал. И действительно, вместо того, чтобы «возделывать свой сад», люди очень любят судить и учить, высмеивать тех, кто на них не похож и через унижение ближнего возвышаться самому. Нет на свете большего врага человеку, чем он сам!

Однако и Кнут Гамсун, и Гуннар Соммерфельд не были пессимистами. Они верили, что простая честная жизнь непременно будет вознаграждена и не через неестественное чудо, а плодами земли, то есть буквально тем, что ты сам вырастил или создал. Оба классика (пусть автор экранизации гораздо менее известен, особенно в России) прославляли человеческий труд и именно в труде, то есть создании чего-то нового, видели смысл человеческой жизни. Не в праздных удовольствиях, приводящих к зависти и лени, а в труде, и труд землепашца даже сопоставляли с рождением ребёнка.

У природы для всех найдутся свои плоды, а добро непременно победит зависть и злость. Подобный оптимизм наперекор всему был характерен как для христианских аскетов, так и для философов-просветителей XVIII века, к которым принадлежал Жан-Жак Руссо, а также для французских «поэтических реалистов» и представителей итальянского неореализма, вплоть до режиссёров-экзистенциалистов в лице Робера Брессона и Ингмара Бергмана. Неслучайно схожи финальные кадры двух шедевров – немого фильма Гуннара Соммерфельда «Соки земли» и звукового «Девичьего источника» (1960). Вода, также играющая особую роль в христианском крещении, символизирует вечную победу добра над злом и смертью. Вода точит камень, а человек своим трудом возделывает землю, как и повелел Адаму Господь.

Facebook
Хронология: Античность | | География: Европа Скандинавия
Автор: |2021-11-28T14:32:51+03:0030 Ноябрь, 2021, 11:44|Рубрики: Old Fashioned, Ретроспектива, Рецензии|
Андрей Волков
Житель города-героя Тулы, вооруженный крепкими нервами и исследовательским интересом относительно глубин киноавангарда. Любит Ингмара Бергмана и неформатные хорроры. Термист по профессии и знает, из чего куётся хорошее кино – а плохое принципиально не смотрит, жизнь для него слишком коротка.
Сайт использует куки и сторонние сервисы. Если вы продолжите чтение, мы будем считать, что вас это устраивает Ok