Он и она (Deux moi), 2019, Седрик Клапиш
Антон Фомочкин – о романтической комедии Седрика Клапиша
Два одиночества в лучших традициях ромкомов не могут обрести друг друга. Мимолетно сталкиваются, живут по соседству, страдают от одних проблем. Только поверни голову, выйдя на балкон – найдешь свое счастье. Но и в целом жизнь не радует: на заводах автоматизация, психотерапевты отвечают вопросами на вопрос, в тиндере сидят какие-то совсем ушлые люди, в фейсбуке добавляется какой-то странный тип, убежденный в том, что он твой одноклассник. Погода промозглая, депрессия накрывает, но все же есть свет.
В этой повседневности Клапиш, как тонко чувствующий наблюдатель, то и дело прописывает остроумные и узнаваемые сценки: от посещений психотерапевтов до походов в гастроном. На моменте унифицированной схожести он работал всегда. Некогда самоуверенный в себе режиссер устраивал туристические прогулки по любимым городам от Парижа (“Париж!”) до Нью-Йорка (“Китайская головоломка”) и в каждом находил те проблемы, которые его героям будут знакомы и понятны вне зависимости от языка. Но цикл закончился, на место Ромена Дюриса, которого Клапиш снимал постоянно последние двадцать лет, пришла молодая звезда Франсуа Сивиль. Типаж схож: небритый меланхолик с грустными глазами.
Кадр из фильма “Он и она”
Помолодел, словно и сам Клапиш. На этот раз он показывает французскую столицу совсем в ином, приземленном виде. Железнодорожные пути тянутся за окном, все как-то серо: что во сне, что наяву. И вместо классической истории о любви, способной искупить и залечить внутреннее тягучее нытье, режиссер погружается в психоаналитические портреты героев, плавно сближая их со своим зрителем посредством исповедальных рассказов о том, что же в корне их проблем таится. Сюжетная придумка из “Неспящих в Сиэтле” – на деле обманный ход, который удерживает внимание на двух несчастных молодых людях, которым очень трудно существовать без эмоций в мире аналоговой коммуникации.
То, сколь естественно и натурально режиссер обходит все жанровые клише и самозабвенно любуется идеализмом своих наблюдений, стоит многого
И в общем, вопреки всем законам жанра, лечит эти “два я” (оригинальное название фильма) самоанализ, а не вспыхнувшие чувства. Не можешь разобраться в себе – не лезь в отношения. Безусловно, за всем этим обаянием скромных, но задорных бытовых эпизодов в какой-то момент начинаешь ощущать пустоты в лозунгах, к которым Клапиш апеллирует. И, безусловно, в этом просматривается авторская дидактика (к счастью, возраст постановщика никак не диссонирует с возрастом его героев), но то, сколь естественно и натурально режиссер обходит все жанровые клише и самозабвенно любуется идеализмом своих наблюдений, стоит многого. Кризисы двадцатипятилетних неминуемы, “Он и она” – хороший повод встретить разговор о них смехом.