///“22 июля” и “Утёйа, 22 июля”: Два фильма о теракте Андреаса Брейвика

“22 июля” и “Утёйа, 22 июля”: Два фильма о теракте Андреаса Брейвика

22 июля 2011 года – один из самых страшных дней в истории Норвегии. Террорист-одиночка, националист Андреас Брейвик, взорвал бомбу в центре Осло, после чего отправился на остров Утёйа, где располагался летний молодежный лагерь, и устроил там кровавую бойню. Одержимый идеями расовой чистоты психопат отнял жизни 77 человек, еще 319 покалечил физически, а скольким нанес тяжелейшую психологическую травму, страшно представить. Прошло всего 7 лет с момента трагедии и для норвежцев эта рана все еще кровоточит. Однако в 18м году на экраны вышли сразу два фильма, посвященные событиям того злополучного дня. Две ленты, совершенно разные по стилю и поставленным задачам.

Режиссёр: Пол Гринграсс

Это не первое обращение Пола Гринграсса к сложным историческим событиям. Его фильм – своего рода манифест, осанна, воспетая европейским ценностям. Трагедия занимает едва ли четверть хронометража, а остальные три – борьба с последствиями. Три норвежца, столкнувшиеся с бедой лицом к лицу – кому-то времени уделено больше, кому-то скорее “для галочки” – три моральные схватки, в первую очередь с собственными противоречиями. Вильяр Хансен чудом пережил бойню на острове, осколки от разрывных пуль в его голове каждую последующую минуту жизни рискуют превратить в последнюю. Вильяр мог бы укрыться на родном нелюдимом Шпицбергене, постепенно реабилитироваться и проходить операцию за операцией, однако, превозмогая боли, он решается выступить в суде над убийцей его друзей – шаг необязательный, но принципиальный. Геир Липпестад – государственный адвокат, вынужденный защищать интересы “мясника”. Семьянин и патриот, выполняющий, хоть и без особого удовольствия, долг перед государством, Геир сталкивается с угрозами от простых норвежцев, считающих его защитником убийцы. Наконец, Йенс Столтенберг – на тот момент премьер-министр Норвегии, несущий прямую ответственность перед народом своей страны за то, что трагедия вообще произошла.

Это политически ангажированное кино, и в этом, как ни парадоксально, практически все его плюсы и минусы. Ради воплощения своего замысла, а именно, демонстрации стойкости европейского организма к вирусу нацизма, Грингарсс старательно срезал все углы. Не упоминается тут, осуждаемое многими норвежцами, бегство с Утёйи на пароме лидера молодежного крыла рабочей партии Эскила Педерсена. Не летел в Брейвика на суде ботинок под гвалт аплодисментов. Но эти исторические неточности в какой-то мере оправданы – цель фильма не в достоверной реконструкции, а в том, чтобы показать – Норвегия в частности и Европа в целом никогда больше не взрастят на своем теле опухоль нацизма. На циничное и бесчеловечное преступление Брейвика, политический, судебный и социальный аппарат страны выступил единым фронтом, преисполненным достоинства. И в связи с этим, немного странно смотрится тот факт, что лучшую роль в ленте отыгрывает Андерс Даниельсен Лье. В его исполнении Брейвик кажется настоящим психопатом, за которым, в контексте ленты скорее к сожалению, интереснее наблюдать, чем за пострадавшим от рук убийцы парнем или выполняющим гражданский долг адвокатом. Но все же, фильм важен, как уверенное высказывание, призывающее придушить гидру нацизма цивилизованными методами.

Режиссёр: Эрик Поппе

Фильм норвежца Эрика Поппе преследует совершенно иную цель. Если британца интересуют последствия, то Поппе выплескивает на экран ужас от погружения в само событие. Уже после выхода, фильм вызвал волну обсуждений – допустимо ли в принципе снимать подобное, особенно с учетом явного использования эстетики хоррора? Подростки тут вымышленные, но кинематографические методы Поппе не обезличивают их. Хитрые монтажные склейки создают эффект одноплановой съемки и после первых же выстрелов главная героиня по имени Кайя, которую камера преследует попятам, попадает в настоящий ад на земле. Норвежский режиссер безжалостен со зрителем и то, едва ли работает в фильмах про абстрактное зло, тут вызывает натуральное оцепенение.

Удивительно, как примитивные сценарные приемы в фильме Поппе действуют, по полной эксплуатируя зрительскую эмпатию. Мама звонит на сотовый уже тогда, когда лицо дочери становится мертвенно-синим от потери крови, дети в истерике бегут по колено в ледяной воде, гонимые раздающимися откуда-то из-за пределов кадрового пространства выстрелами. Убийца тут мелькает в кадре всего пару раз, далеко на заднем плане, но его присутствие ощущается буквально кожей. В одной из сцен Кайя, безуспешно пытающаяся не только спастись, но и отыскать младшую сестру, забирается внутрь палатки и отсиживается в ней некоторое время. И пока девушка находится в замкнутом брезентовом укрытии, снаружи отчетливо раздается чья-то неторопливая, несвойственная разбегающимся в панике детям, поступь. Ужас, который зритель испытывает вместе с Кайей – это ужас войны, внезапно обрушившейся с мирного неба.

Не нужно воспринимать фильм Поппе, как алчную попытку проявить свои творческие способности на трагедии. Создатели “Утёйи” действительно показывают бойню “в красках”, но в этом кроется мощное послание – возрождающийся нацизм породит лишь череду кровавых событий, мясорубок, в которых погибнут люди, что хотели просто жить, радоваться лету, петь, подставляя щеку солнечным лучам. Будничный день в летнем лагере с первыми выстрелами проклятой винтовки превращается в окаймленный ледяной водой ад, из которого нет выхода. И Брейвик в нем играет роль, которую по сути своей и должен – безжалостного убийцы. Это намеренное вытеснение преступника за кадр – не просто блажь ради жанра. Мир должен помнить жертв, прочувствовать, пусть хоть немного, их боль и ужас, тогда как имя Андеса Брейвика должно войти в историю лишь как имя циничного убийцы, чьи действия не заслуживают прощения, а помыслы недостойны рефлексии.

Telegram
Хронология: 2010-е 2018 | | География: Европа Скандинавия
Автор: |2019-04-13T13:40:09+00:0016 Апрель, 2019, 11:30|Рубрики: Подборки, Статьи|Теги: |

Автор:

Эрик Шургот
Характер несдержанный. Раз в день пьет крафтовое пиво и является в страшных снах кому угодно. С годами слегка располневший ценитель дикого трэша и редкого ретро.
Сайт использует куки и сторонние сервисы. Если вы продолжите чтение, мы будем считать, что вас это устраивает Ok