Десять лучших фильмов 2014 года по версии Иоахима Штерна

10. Грань будущего

Архаичный, где-то даже допотопный фантастический боевик, подкупающий своей старомодностью. Крепкий ремесленник Даг Лайман довольно удачно совместил «День сурка» с инопланетным нашествием, милейшая Эмили Блант довольно неудачно сыграла угрюмую валькирию, а неожиданно аутентичный в роли трусоватого мямли Том Круз довольно убедительно изобразил героя поневоле. Честное жанровое кино без затей и претензий, глоток свежего воздуха посреди выжженной пустыни бесконечных и никому не нужных франшиз.

9. Интерстеллар

Девятый полнометражный фильм Кристофера Нолана на все сто процентов отработал звание самого громкого фильма года, а зачахший было на бэтмениаде режиссер еще раз подтвердил звание самого бесстыдного и амбициозного режиссера современности. Получилось глупо, величественно и очень странно — занятный научпоп, душещипательный гуманизм второй свежести и чертовски уверенная игра Мэттью МакКонахи, путешествующего сквозь тернии к звездам. Режиссер, съевший не одну собаку на скрещивании низких и высоких жанров, добрался, наконец, до Главного вопроса жизни, вселенной и всего такого. Получилось, разумеется, 42 — не совсем тот ответ, которого мы ждали, но с Главными вопросами всегда так.

8. Самый жестокий год

Очередное хорошее кино хорошего режиссера Джей Си Чендора, со свистом пролетевшее мимо сколько-нибудь массового зрителя и сколько-нибудь важных номинаций. Возможно, самый многообещающий актер своего поколения Оскар Айзек дает Аль Пачино, Джессика Честейн крадет второй план, а режиссер с какой-то хирургической безупречностью оформляет классическую историю о цене успеха восьмидесятническим колоритом. Чендор, впрочем, не ограничивается косметическими изменениями, а его фильм оказывается не удачным парафразом гангстерской классики, но смелым и весьма оптимистичным переосмыслением жанровых канонов.

7. Патруль времени

Сравнение братьев Спириг с Энди и Ланой Вачовски стало уже общим местом, и это, конечно, неслучайно — «Predestination» является работой даже более амбициозной, чем нашумевшая в свое время «Матрица» — не каждый день возможно наблюдать сценарии, настолько ловко склеивающие тысячи идей и парадоксов в непротиворечивую и связную историю. Курица рождается из яйца и откладывает новые яйца, Уроборос закусывает своим хвостом — описывать сюжет «Патруля» довольно сложно. И дело не в спойлерах. Дело в том, что любое описание фильма братьев Спириг рано или поздно станет похоже на не слишком членораздельные восторги вроде «Ух, ты!» или «Вот это да».

6. Бердмэн

Безоговорочно лучший фильм в карьере списанного вроде бы в утиль режиссера Иньярриту. Майкл Китон расхаживает туда-сюда в трусах и беседует с пернатым alter ego, Эдвард Нортон во имя системы Станиславского глушит горькую прямо на сцене. Волшебная камера Эммануэля Любецки скользит по узким коридорам бродвейской закулисы, бодрейший саундтрек задает ритм, а виртуозный монтаж создает иллюзию непрерывности действия. По отдельности все эти фокусы не столь интересны, но в совокупности они делают из «Бердмэна» захватывающий дух аттракцион, акт кинематографического волшебства, которому хочется простить вообще все — от пижонского финала до общей бессодержательности.

5. Исчезнувшая

Очередная филигранная работа Дэвида Финчера, который еще на «Девушке с татуировкой» доказал всем свою способность делать увлекательное кино из любой прозы. «Исчезнувшая», впрочем, представляет собой нечто более интересное, чем еще одна превосходная экранизация телефонного справочника. Дело даже не в напичканном твистами сюжете или блистательной Розамунд Пайк, а в том, как Финчер работает со всей этой остросюжетной бульварщиной, вытаскивая из нее кучу смыслов, от гендерной войны до критики общественного мнения.

4. Лок

Бенефис Тома Харди. Строитель Айван Лок едет на машине из Бирмингема в Лондон, коротая время за телефонными разговорами. Больше в фильме не происходит вообще ничего — на экране только бородатый Харди, его автомобиль и ночные шоссе, мелькающие на заднем плане. Фильм Найта интересен даже не своей концепцией (нечто подобное мы видели уже не раз), а тем, как уверенно и органично эта концепция реализована. Дичайшая вроде бы идея, но сделано так, что глаз не оторвать.

3. Одержимость

Крепчайшее кино Дэмьена Шазеля, продолжающего разрабатывать золотую жилу околомузыкальной тематики. Грандиозная роль Дж. К. Симмонса, сильная постановка, производственный колорит и точный сценарий. Мораль о том, как Чарли Паркер стал Чарли Паркером, прилагается.

2. Отель Гранд-Будапешт

Поставленная Уэсом Андерсоном ода Belle Époque и Европе, которую мы потеряли. Могучий актерский ансамбль, превосходный саундтрек, узнаваемый авторский почерк и безупречная режиссура. Самый, вероятно, взрослый фильм Андерсона, прячущий за внешней игрушечностью довольно безжалостное рассуждение о железной поступи истории.

1. Голгофа

Выдающееся кино о том, что смерть Бога привела к гибели гуманистической идеи как таковой. Самый важный и глубокий фильм 2014 года.

Иоахим Штерн